Зал 2. Витрина 19.
В конце XVIII века в России широкое распространение получает художественное литье из золота, серебра, платины. Стояны многих кубков, ваз, подсвечников изготовляют в виде ангелов, женских фигур, одетых в античные одежды, ниспадающие мягкими свободными складками. Так, чашу серебряного потира работы московского мастера С.Кузова 1797 года поддерживают три литые женские фигуры, стоян золотого кубка работы московского мастера И.Крага 1809 года сделан в виде женской фигуры, два небольших серебряных подсвечника выполнены в виде пляшущих юноши и девушки, одетых в русские национальные костюмы.
Отечественная война 1812 года нашла отражение и в прикладном искусстве. На предметах появляются несвойственные до того русскому декоративному искусству изображения пушек, снарядов, копий, знамен и ядер, пеших и конных воинов, орлов на военных трофеях.
В 1820-1830 гг. появляется большое число видов Москвы и Петербурга на серебряных изделиях. В витрине вы видите блюдо работы московского мастера 1814 года — подарок герою Отечественной войны 1812 года, участнику Бородинского сражения атаману Донского казачьего войска, выдающемуся генералу русской армии, организатору ополчения донских казаков, которое сыграло важную роль в разгроме наполеоновских войск, графу М.И.Платову от станицы Михайловской. В центре блюда — чеканный вензель М.И.Платова, пол ним герб и сабля с орденами, которыми был награжден атаман. По сторонам — знамена, пушки, ядра. Слева от чеканного вензеля изображение шапки с бриллиантовым пером, которую М.И.Платов получил за заслуги в Отечественной войне 1812 года. По краю блюда — чеканная лавровая ветвь. По широкому борту на гладких серебряных полосах размещена черневая дарственная надпись.
Брачные венцы А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой. Россия, 1800-ее годы. Серебро, золочение, эмаль, стекло. |
Как память о великом русском поэте в музее хранятся два брачных венца, которыми, по преданию, венчались А.С.Пушкин с Н.Н.Гончаровой в 1831 году. Венцы серебряные, золоченые, украшены сверху синими эмалевыми шариками.