Зал 2. Витрина 11.
Во второй половине XVII века русские мастера усовершенствовали технику не только эмали, но и резьбы и черни. Мастера по черни начала XVII века в основном продолжают и развивают приемы и орнаментацию предыдущего столетия.
Приехавшие в середине XVII века в Москву из Константинополя греческие ювелиры сильно повлияли на дальнейшее развитие черневого дела в России. В 1662 году греки Константин Мануйлов и Филипп Павлов обращаются к русскому царю с просьбой разрешить им пожить в Москве год или два, открыть дело и показать москвичам свое искусство обработки золота чернью. А если работы их придутся по сердцу государю, они готовы будут взять учеников и обучить их тонкостям черневого дела. Константинопольские мастера получили разрешение, работы их понравились московской знати. Правда, об их педагогической деятельности нам ничего не известно.
Более подробные сведения сохранились о других константинопольских ювелирах — Иване Юрьеве и Леонтии Константинове, проживших в Москве более трех лет, с 1664 по 1667 год. Они действительно обучили черневому искусству нескольких московских мастеров.
Тарелка боярина Хитрово. Москва, 1667-1676 годы. Серебро, чернь, резьба, золочение. |
Чернёная тарелка. Мастерские Московского Кремля, 1685 год. Серебро, чернь, резьба, золочение. |
Во второй половине XVII века характер черненых украшений меняется. Мягкий черневой орнамент становится фоном, на нем выделяется крупный золоченый рисунок трав, цветов на длинных стеблях, гирлянд из плодов, турецких гвоздик и опахал. Влияние Востока особенно чувствуется в орнаменте плоской круглой тарелки князя В.В.Голицына, висящей в этой витрине.
Оригинальна по форме и украшению серебряная тарелка, принадлежавшая начальнику Оружейного приказа, боярину Богдану Матвеевичу Хитрово. По широкому бортику тарелки идут резные волнистые золоченые и черневые полосы с орнаментом из цветов и листьев, в центре вы видите изображение фамильного герба Хитрово — рука держит меч, перекрещенный двумя саблями.
Ставец царевны Софьи Алексеевны. Мастерские Московского Кремля, 1685 год. Серебро, чернь, резьба, золочение. |
Ставец царя Петра I. Москва, конец XVII века. Серебро, чернь, резьба, золочение. |
Растительный орнамент конца XVII века более реалистичен, чем в XVI веке. Это хорошо видно на изящном серебряном ставце 1685 года (сосуд, иногда футляр для ножей, вилок и ложек) с островерхой крышкой работы русских ювелиров Михаила Михайлова и Андрея Павлова, а также украшенном чернью серебряном ставчике Петра I.
Техника резьбы по металлу до последней трети XVII века была плоскостной и линейной, изображения трав, людей и животных давались контурно, без теней. В конце XVII века появляются сложные сюжеты, заимствованные из книжных иллюстраций и гравюр. Высокого мастерства в резьбе по металлу достиг гравер Василий Андреев, работавший в Москве при Патриаршем дворе. В его композициях чувствуется объемность, перспектива, динамика. Василий Андреев украшал стопы, кружки, другую утварь свободной и легкой резьбой, умело чередуя серебряный и золоченый рисунок. Различные сюжеты мастер брал из Библии. Он пользовался рисунками Симона Ушакова — одного из выдающихся русских художников конца XVII века, творчество которого стало переходом от средневековой иконописи к светской реалистической живописи. К лучшим работам Василия Андреева относится высокий серебряный стакан с резными многофигурными композициями.
Ваше внимание, несомненно, привлечет украшенный аметистами и рубинами золотой оклад Евангелия. Особая выковка металла придала его золоченой поверхности необычный матовый оттенок. Евангелие является вкладом царя Алексея Михайловича и его семьи в Чудов монастырь.