Зал 9. Открытое хранение.
Коллекция хранящихся в Оружейной палате экипажей не имеет аналогов в других собраниях, она позволяет проследить развитие экипажного дела в России и Западной Европе. Ценность коллекции заключается в том, что экипажи не претерпели серьезных переделок, известны принадлежность экипажей и имена их создателей — И.К.Букендаля, И.М.Гоппенгаупта, Н.Пино, Ф.Буше, Ф.Каффиери. По каретам собрания Оружейной палаты можно судить об изменениях формы, конструкции и декора экипажей на протяжении XVI-XVIII столетий.
Экипажи на Руси известны давно. В летописи XV века есть упоминание об экипажах, в которых ездили князья. Это были закрытые сани, обитые внутри бархатом, сукном или мехами. В XVI-XVII веках кареты изготовляли в мастерских царского или патриаршего двора. Их делали из дуба, ореха, бука, ясеня, клена, ольхи. Многочисленные кареты, сани, возки, коляски, колымаги находились в ведении Конюшенного приказа Московского Кремля. До XIX века каретами пользовался очень ограниченный круг людей.
Колымага — подарок короля Якова I царю Борису Годунову. Англия, конец XVI — начало XVII века. |
Коляска садовая императрицы Анны Иоанновны. Москва, начало 1730-х годов. |
Наиболее древний экипаж нашего собрания — карета английской работы конца XVI века — подарок английского короля Якова I Борису Годунову в 1603 году. Карета еще проста по форме, конструкция и техническое устройство ее несовершенны, она не имеет поворотного круга. Чтобы развернуть карету, требовалась довольно большая площадь, а при крутом повороте задние колеса нужно было заносить на руках. У кареты нет места для кучера, лошадей вели под уздцы или кучер сидел верхом на первой, ведущей лошади. Такого типа кареты — открытые, без рессор, без поворотного крута — в России называли колымагами. Карета интересна художественным оформлением — высокорельефной резьбой по дереву с изображением сцен борьбы христиан с мусульманами и сцен охоты.
Рядом находится карета закрытого типа русской работы первой половины XVII века. Карета обита малиновым бархатом и украшена орнаментом из медных гвоздиков. На карете герб ее первого владельца — старосты города Брянска Франциска Ясновольского, от которого она перешла к боярину Никите Ивановичу Романову. Изображение этой кареты можно видеть на картине В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Детские летний и зимний возки XVII века работы кремлевских мастеров обтянуты тисненой кожей, в окнах — слюда. Летний возок имеет поворотный круг, а над ним «лебяжью шейку». Один «потешный» возок принадлежал сыну Петра I — Алексею Петровичу, другой (зимний) — детям царя Ивана V (брата и соправителя Петра I).
Возок зимний потешный царя Ивана Алексеевича. Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, 1689-1692. |
Каретка летняя потешная царевича Алексея Петровича. Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, 1690-1692. |
Деталь кузова кареты императрицы Елизаветы Петровны. Германия, Берлин, 1746 год. |
Шагом вперед в развитии экипажного дела является двухместная карета императрицы Анны Ивановны, изготовленная петербургскими мастерами в 1739 году. Она имеет коленчатые рессоры, спрятанные за бронзовыми украшениями, поворотный круг и место для кучера. В окна вставлены зеркальные стекла.
В начале XVIII века французскими мастерами была изготовлена так называемая Голштинская карета. Предполагают, что в ней приехал в Петербург жених дочери Петра I Анны — герцог Карл-Фридрих Шлезвиг-Голштейн-Готторпский. Карета имеет коленчатые рессоры, поворотный круг, место для кучера и запятки для гайдуков.
На Руси с древнейших времен пользовались санями, причем не только зимой, но и летом. Правда, ездить летом на санях, а не на колесах имели право только царь, боярская знать и высшее духовенство.
Карета императрицы Елизаветы Петровны венской работы. Австрия, Вена, 1741-1742 годы. |
Карета императрицы Елизаветы Петровны венской работы. Австрия, Вена, 1740 год. |
В этом же зале находится открытая садовая коляска императрицы Анны Ивановны, выполненная мастерами Конюшенного приказа. Коляска на низких колесах с широкими ободьями, чтобы не портить дорожки сада.
В зале находится зимний возок работы московских мастеров XVIII века. Возок имеет форму вагона на низких полозьях. Внутри он обит зеленым сукном, вдоль стен установлены лавки, в центре — продолговатый стол с двумя серебряными жаровнями. В этом возке в феврале 1742 года ехала из Петербурга в Москву на коронацию дочь Петра I императрица Елизавета Петровна. В возок было впряжено двадцать три лошади: семь троек и впереди две ведущие лошади. В пути Елизавета Петровна сменила несколько сот лошадей: она очень спешила подтвердить коронованием свои права на российский престол.
Рядом стоят принадлежавшие Елизавете Петровне две кареты, выполненные мастерами Вены в 1740-1742 годах. Кареты закрытые, двухместные, типа купе. Кузов таких карет подвешивался на двух ремнях, поэтому при движении он сильно раскачивался. Одна из карет украшена резьбой по дереву в стиле рококо, другая -живописью. Резьба покрыта густой позолотой и яркими красками.
Карета императрицы Елизаветы Петровны подарок Фридриха II. Германия, Берлин, 1746 годы. |
Карета императрицы Екатерины II французской работы. Франция, Париж, 1763-1765 годы. |
Великолепно выполнена в 1746 году карета берлинским мастером Иоганном Михаэлом Гоппенгауптом. Карета производит впечатление легкости, изящества благодаря искусной резьбе по дереву с изображением лавровых листьев, завитков, раковин, скульптур мифологических божеств. В форме кузова, декоре ярко выражены черты стиля рококо. Кузов ее подвешен на шести ремнях, имеет рессоры и поворотный круг. Карета была подарена королем Пруссии Фридрихом II императрице Елизавете Петровне. Каретой пользовались во время коронационных торжеств, поэтому экипаж много раз подновляли.
Необычайной пышностью выделяется четырехместная карета работы французского мастера А.Дрилеросса по проекту архитектора Н.Пино. С исключительным мастерством выполнены в мастерской Филиппа Каффиери бронзовые украшения. Живопись на ней исполнена известным придворным французским художником XVIII века Франсуа Буше. Карета была подарена гетманом Украины Кириллом Григорьевичем Разумовским императрице Елизавете Петровне. Карета дошла до наших дней без реставрации.
Карета императрицы Екатерины II. Петербург, 1769. Мастер И.К.Букендаль. |
Коляска летняя императрицы Екатерины II подарок графа Г.Орлова. Англия, 1770-е годы. |
Во второй половине XVIII века кареты стали более совершенными, кузов подвешивался на четырех ремнях, поэтому при движении не раскачивался. Вертикальные металлические рессоры позволили поднять кузов несколько выше, что имело большое значение при дорогах того времени. Подобным образом была выполнена в Париже в 1763-1765 годах дорожная карета Екатерины II — типа berline — предположительно мастером Брейтейлем. Кузов украшает живопись на мифологические сюжеты. Эта карета была любимым экипажем Екатерины II.
Наиболее совершенным экипажем в коллекции является четырехместная парадная карета, сделанная в Петербурге мастером Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году для Екатерины II. Карета имеет как вертикальные, так и горизонтальные рессоры.
Летняя коляска в форме итальянской гондолы выполнена в Англии в 70-х годах XVIII века. Она была подарена графом Г.Орловым императрице Екатерине II. Коляску украшает прекрасная резьба по дереву: лавровые и дубовые ветви, гирлянды цветов, знамена, трофеи; покрывающий ее тонкий слой подцвеченного золота создает впечатление резьбы по металлу. Этот экипаж можно отнести к лучшим произведениям мирового каретного искусства.
Зал 9. Экипажи XVI-XVIII веков в Оружейной палате Московского Кремля |