Зал 2. Витрина 16.
Изменения в экономике, расширение связей со странами Европы, рост торговли, утверждение общеевропейских норм быта обусловили обновление посуды, сервировки стола, одежды. В быту русского дворянства происходят большие изменения. Вместо традиционных теремов в новой столице возводятся дворцы европейского типа, в которых устраиваются пышные приемы («ассамблеи»).
Изделия русских серебряников того времени отличаются разнообразием и богатством формы. В употребление входят новые кушанья, напитки: чай, кофе, какао, а это в свою очередь требует и новой посуды — кофейников, чайников, молочников, шоколадников, самоваров, сервизов. Старой, исконно русской посудой перестают пользоваться: ковши, братины утрачивают свою ладьевидную форму и превращаются в декоративные вазы, которые используются только для пожалований и наград. Русское искусство испытывает воздействие европейского рококо.
Основные техники стиля рококо — литье и высокая чеканка. В центре витрины — характерный образец стиля: ковчег московской работы 1753 года. Ковчег имеет усложненную форму и пышный орнамент, покрывающий всю его поверхность. Динамичные фигуры Христа и евангелистов выполнены в технике литья.
Образцом прекрасной работы петербургских мастеров XVIII века, выполненной в стиле рококо, может служить экспонируемая в витрине серебряная суповая чаша на поддоне. Ее украшает рельефный рельефный орнамент (в виде завитка), раковины с вензелем «А» под короной как бы поддерживают литые фигуры орлов. На крышке чаши гирлянды фруктов и цветов образуют пышные картуши.
Нельзя не обратить внимание на табакерки этого времени. Среди них выделяется круглая золотая с бриллиантами табакерка, сделанная для Елизаветы Петровны в 1759 году одним из лучших придворных ювелиров — «бриллиантщиков» той поры Иеремией Позье, пришедшим в Россию пешком в 1729 году в возрасте 15 лет из Швейцарии. Семь лет он учился у петербургского ювелира Бенедикта Граверо, работавшего при дворе Анны Ивановны. Постепенно росло его мастерство, увеличивался круг заказчиков, и Позье стал одним из известнейших ювелиров своей эпохи. На крышке табакерки расположено накладное профильное изображение императрицы Елизаветы Петровны, отличающееся красотой и тонкостью рисунка. По корпусу табакерки — четыре клейма с аллегорическими сценами, связанными с событиями первых лет царствования Елизаветы Петровны. Табакерка принадлежала семье графов Разумовских.
Среди подносных блюд выделяется декоративное блюдо московского мастера Петра Афиногенова. В центре блюда — сцена из библейской истории об Эсфири, обрамленная рокайльным орнаментом. В Оружейной палате хранится двадцать одно произведение этого мастера. Афиногенов заимствовал композицию сцены с гравюры из Библии Пискатора, однако творчески переработал ее в соответствии с техникой серебряного дела.