Зал 2. Витрина 20.
В XIX веке производство золотых и серебряных изделий в Москве и Петербурге сосредоточивается в крупных мастерских, фирмах, на фабриках, оснащенных новым механическим оборудованием. Только большие ювелирные объединения были в состоянии внедрить в производство механическую полировку листового серебра, золочение гальваническим способом, штамповку, фигурное литье и т.д. Работы мастеров этих фирм получили заслуженное признание как в России, так и за рубежом.
Крупнейшей ювелирной фирмой России, пользовавшейся мировой известностью, была фирма Фаберже. Основал ее в Петербурге в 1842 году Густав Фаберже, предки которого еще в 1685 году покинули Францию и поселились в Эстонии. Однако всемирную славу фирма приобрела при его сыне Карле. Он получил прекрасную подготовку: окончил одну из лучших гимназий Петербурга, учился в Германии у золотых дел мастера Фридмана, много путешествовал по Европе, посетил Англию, Францию, Италию, где знакомился с постановкой ювелирного дела. В 1870 году Карл целиком взял в руки дело фирмы, и уже в 1882 году на Всероссийской выставке в Москве его работы были отмечены золотой медалью. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже Карл Фаберже получил орден Почетного легиона.
В мастерских фирмы работало около пятисот человек. Ювелиры изготовляли табакерки, пудреницы, ароматницы, бинокли, лорнеты, броши, кольца, серьги и т.д. Предметы, выполненные фирмой, отличаются виртуозной ювелирной техникой и оригинальностью художественного замысла. Фаберже, например, придумал сувениры из различных материалов в виде пасхальных яиц с сюрпризами внутри. Это нововведение имело большой успех. В течение одиннадцати лет Фаберже получал от императорского двора заказы на изготовление пасхальных яиц-подарков.
Карл Фаберже для работы в своих мастерских сумел привлечь первоклассных художников и ювелиров. Сам он обладал художественным вкусом, творческой фантазией и знанием технических приемов. Одним из талантливейших мастеров фирмы был Михаил Евлампиевич Перхин. Крестьянин по происхождению, ювелир-самоучка, он в 1886 году смог открыть свою собственную мастерскую и работал в основном для фирмы. Почти все пасхальные подарки фирмы Фаберже выполнялись в мастерской М.Перхина.
В 1891 году он изготовил яйцо из гелиотропа, внутри которого поместил точную модель крейсера «Память «Азова». Крейсер «Память «Азова» сооружен в 1888 году и назван в честь парусного корабля «Азов», построенного в 1826 и отличившегося под командованием капитана I ранга М.И.Лазарева в Наваринском сражении (1827 год), за что впервые в истории русского флота был награжден Георгиевским кормовым флагом. Темно-зеленый гелиотроп украшен золотыми завитками, усыпанными бриллиантами.
Другая, не менее интересная работа М.Перхина, выставленная здесь же — часы в форме яйца, изготовленные в 1899 году. Вещь поражает изяществом и техническим совершенством. Маленькая бриллиантовая стрелка неподвижна, вращается лишь белая эмалевая лента циферблата. Эти сложные ювелирные сооружения отличаются чистотой исполнения, изысканностью чуть суховатых утонченных форм.
Фирма Фаберже славилась разнообразными эмалями, чистыми по цвету, интересными по технике исполнения. Ее мастера умели создавать эффект переливающихся эмалей (на предмет наносили пять-шесть слоев и каждый обжигали). Мастера фирмы использовали при изготовлении эмалей до пятисот цветов и оттенков. В 1916 году лучший французский эмальер, Гуйон, на просьбу сына Карла Фаберже Александра обучить его эмальерному делу воскликнул: «Вы с ума сошли! Да мы в Париже совершенно не в состоянии делать то, что вы легко делаете в Санкт-Петербурге».
В начале XX века М.Перхин изготовил золотую модель поезда, предназначенного для Сибирской железнодорожной магистрали. Вагончики поезда выполнены из золота, на пассажирских надписи: «1-го класса», «2-го класса», «для курящих», «для дам», «для мужчин», отдельные вагон для почты и вагон-церковь. Паровоз изготовлен из платины, с миниатюрным заводным механизмом внутри, который приводит поезд в движение. На паровозе — фонарик из рубина, в окна вагонов вставлены пластинки горного хрусталя.
Поезд помещался в большом серебряном яйце, поддерживаемом тремя грифонами. На яйце выгравированы карта построенных и строящихся участков Сибирской магистрали Челябинск — Владивосток и год — 1900. Верхняя и нижняя части яйца покрыты зеленой эмалью. Эта вещь демонстрировалась на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
В витрине выставлена небольшая коллекция фигурок, вырезанных из хрусталя, сердолика, оникса, топаза, агата, хризопраза. Обратите внимание на хрустальную вазочку с цветком «анютины глазки». Она вырезана из одного куска чистого, прозрачного горного хрусталя, выточенного так искусно, что создается впечатление, будто в вазочку налита вода. Цветок сделан из золота, листья и лепестки покрыты эмалью. Подобные изделия принесли широкую известность фирме Фаберже.
В центре витрины вы видите стилизованную модель Московского Кремля, сделанную из цветного золота и серебра мастерами фирмы в 1904 году. Это музыкальная шкатулка. В центре модели укреплен купол Успенского собора. Если вы заглянете в одно из окошек храма, то увидите иконостас Успенского собора.
Ученик и помощник М.Перхина Г.Вигстрем выполняет золотую модель прогулочной яхты «Штандарт», принадлежавшей царской фамилии. Яхта помещена в яйцо из из горного хрусталя, поддерживаемое дельфинами из ляпис-лазури.
После смерти М.Перхина в 1903 г. главным ювелиром фирмы становится Генрих Вигстрем, который в 1913 году создает юбилейное пасхальное яйно, посвященное трехсотлетию династии Романовых. Яйцо украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии, вставленными в рамки из мелких бриллиантов, и установлено на подставке из трех геральдических орлов, закрепленных на миниатюрной копии государственного щита, выполненной из пурпурина. Внутри — вращающийся стальной глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария, на одном цветным золотом обозначена территория России в границах 1613, на другом — 1913 года.
Последние работы фирмы Фаберже относятся к 1916 году. В витрине хранится яйцо, изготовленное Г.Вигстремом из стали с подставкой в виде четырех снарядов.
Умение достичь совершенства художественной формы ювелирного изделия, а не только виртуозное владение драгоценными камнями отличало работы мастеров фирмы Фаберже. Положение поставщика двора придавало изделиям фирмы элитарность, что формировало вкусы в прикладном искусстве не только у мастеров, но и у заказчиков.