Зал 2. Витрина 9.
Польско-литовская интервенция в начале XVII века опустошила государственную казну. Возрождение государства началось после изгнания врагов в 1612 году.
В собрании Оружейной палаты представлена наиболее полная и разнообразная коллекция предметов работы русских мастеров начала XVII века. Все они были выполнены в мастерских Московского Кремля — Оружейной, Царицыной, Золотой и Серебряной, мастерских Конюшенного приказа. Мастера начала XVII века работали еще в традициях предшествующего столетия.
Золотое кадило, экспонируемое в левой части витрины, изготовлено в 1616 году мастерами Данилой Осиповым и Третьяком Пестриковым. По своей форме и расположению драгоценных камней оно напоминает кадило Ирины Годуновой, которое вы видели в витрине 5, но вместо тонкого черневого орнамента стенки его украшены чеканкой. По поддону славянской вязью сделана черневая надпись о вкладе царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь.
Золотой оклад на Евангелие 1631-1632 годов, выставленный здесь же, выполнен Гаврилой Овдокимовым. Этот же мастер, как вы помните, трудился над раками Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия. Гаврила Овдокимов проработал в Серебряной палате Московского Кремля более 40 лет. Он повторил композицию оклада на Евангелие 1571 года (6-я витрина), но здесь уже настойчиво заявляют о себе новые тенденции — стремление к узорочью и нарядности: драгоценные камни и эмали значительно ярче, кроме того, цветной эмалью залит не только сканый орнамент, но и архитектурные детали оклада. Евангелие предназначалось для вклада в Троице-Сергиев монастырь.
Яркой цветной эмалью украшены золотой оклад на икону «Богоматерь Умиление» первой трети XVII века и маленькая изящная братинка Евдокии Лукьяновны (жены царя Михаила Федоровича) с конусообразной крышечкой.
В стиле декоративно-прикладного искусства XVI века выполнен серебряный золоченый оклад рукописного Евангелия 1613 года, украшенный черневым орнаментом и крупными самоцветами с жемчугом. Евангелие принадлежало князю Дмитрию Ивановичу Пожарскому, драгоценный оклад был выполнен по его заказу.
В центре витрины — золотой оклад иконы «Троица» конца XVI — начала XVII века, вклад Дмитрия Ивановича Годунова (дяди Бориса Годунова) в Ипатьевский монастырь Костромы. Четкая проработка чеканного рисунка, камни в высоких кастах придают окладу торжественность и парадность.