Зал 2. Витрина 17.
В этой витрине выставлены работы мастеров Великого Устюга и Тобольска. Великий Устюг был самым крупным городом на торговом пути из Архангельска в Москву, а также из Новгорода и Москвы в Сибирь. О городе шла слава, что «без устюжан в Сибири никакому делу не бывать». В начале XVIII века торговое, промышленное и культурное первенство на Севере России переходит от Сольвычегодска к Великому Устюгу. Наиболее высокого развития в этом городе достигает техника черневого дела. Великоустюжская чернь отличается необыкновенно темным цветом с четко выраженным рисунком на золоченом фоне.
Лучшие работы великоустюжских ювелиров — произведения глубоко национальные. В них отчетливо проявилась творческая манера народных мастеров. Заимствуя тематику из книг или гравюр, они вносили в трактовку изображаемых ими персонажей элементы народного искусства.
Лучшим мастером черневого дела в Великом Устюге был М.Климшин, которого даже вызывали в Москву для «поднятия» этого искусства. Большой известностью пользовался и другой мастер — А.Мошнин, использовавший в своих работах гравюры и книжные иллюстрации. Он первый выполнил виды Великого Устюга в технике черни. В витрине выставлена изготовленная им табакерка в виде книжки; на верхней крышке изображен человек, сидящий перед раскрытой книгой, на нижней — бытовая сценка: два человека, одетых по-европейски, предлагают мужчине в русском костюме понюхать табак.
В конце XVIII века любимой темой великоустюжских серебряников становится изображение родного края, городов и их планов. Интересна в этом отношении табакерка работы И.Жилина с планом Петербурга и памятником Петру I. Мастер И.Жилин был родоначальником целой плеяды талантливых русских серебряников; известны работы нескольких поколений этой фамилии.
Черневые изделия Великого Устюга XVIII века отличаются разнообразной формой предметов, изяществом тонкой черневой гравюры. Мастера применили ряд новых технических приемов: опущенный камфаренный фон, который дополнялся резными или чеканными золочеными или серебряными деталями. Все это выделяло ювелирные изделия Великого Устюга XVIII века не только в России, но и среди черновых изделий Европы.
Расцвет ювелирного искусства Великого Устюга наступает во второй половине XVIII века.
С 60-х годов получила широкое распространение своеобразная техника цветной и белой эмали с серебряными и золочеными накладками.
В 1761 году в Великом Устюге была открыта фабрика Афанасия и Степана Поповых, просуществовавшая до 1776 года. Изделия этой фабрики — коробочки, табакерки, флакончики для духов — украшали обычно черновыми рисунками, изображающими галантные сцены, пасторали, рыцарские сражения, пейзажи с фигурами людей. Фабрика специализировалась на черни, но выпускала и предметы, покрытые преимущественно белой или синей эмалью с серебряным штампованным орнаментом.
В указе по поводу открытия фабрики говорилось: «По челобитью города Устюга Великого купцов Афанасия да Степана Поповых велено… оным Поповым в том городе, в домах их финифтяную фабрику завести и производство дозволить… финифтяные на меды с наводною серебром и золотом травами… всякие курьезные вещи… делать самым искусным мастерством».
Работы художников Великого Устюга оказали огромное влияние на художественные центры Севера: Вологду, Вятку, Архангельск. Искусство великоустюжских мастеров по черни было занесено и в города Сибири. Развитию художественных ремесел в Сибири благоприятствовало наличие поделочных материалов, здесь можно было купить бухарское и китайское золото, драгоценные камни.
Расцвет черневого дела сибирского города Тобольска падает на 70-е годы XVIII века — кратковременная, но яркая вспышка. Мастера Тобольска на своих изделиях в основном повторяли сюжеты великоустюжских мастеров: сцены охоты, местные пейзажи, планы городов, карты и т.д. В экспозиции представлен чайный сервиз сибирскою губернатора Д.И.Чичерина. На сахарнице, молочниках, подсвечниках и щипцах изображены инициалы и герб губернатора, фигуры кавалеров и дам в костюмах XVIII века.
В XIX веке производство черневых изделий в Великом Устюге и Тобольске постепенно угасло, не выдержав конкуренции с крупными предприятиями Москвы и Петербурга.