Зал 2. Витрина 18.
Стиль рококо в России господствовал недолго. Уже в 70-х годах XVIII века на смену вычурным рокайлям (завиткам), пышному асимметричному орнаменту приходят характерные для классицизма цветочные гирлянды, лавровые и дубовые ветви, симметричность узора, выполненного техникой литья и низкой чеканки. Это художественное направление возникло на основе переработки форм античного классического искусства, интерес к которому вызвали раскопки Геркуланума (1719) и Помпеи (1748).
В витрине представлены два серебряных блюда работы Алексея Раткова (1787). По стилю они занимают промежуточное положение между рококо и классицизмом. Ровная гладкая поверхность дна, поясок мелкого жемчужинка, двойной ряд стилизованных листьев говорят о том, что мастер был не чужд новой моде. Однако пышный узор связок плодов и цветов по широкому борту свидетельствует о том, что А.Ратков не отказался окончательно от рококо. В нашем музее хранится двадцать из тридцати восьми сохранившихся работ этого замечательного московского златокузнеца.
В 90-х годах XVIII века яркую живописную эмаль сменяет двухцветная эмаль холодных тонов (гризайль). Бледно-голубой эмалью украшены потиры Алексея Раткова, два оклада на Евангелия. К светлым, холодным тонам эмали подбирали и соответствующие драгоценные камни: блестящие бриллианты, светлые аквамарины и аметисты.
Золотую чашу потира, изготовленного московским мастером К.Мюллером в 1789 году, покрывает тонкая скапая сеточка, скрепленная мелкими бриллиантами; более крупные бриллианты обрамляют два медальона серо-голубой эмали. Потир украшен почти двумястами бриллиантами «чистой воды».
Образном строгого классицизма может служить золотое овальное блюдо работы Франсуа Сечена (1788). Императрица Екатерина II подарила его князю Григорию Потемкину за взятие Очакова. По борту блюда идет дарственная надпись: «Командующему Екатеринославскою сухопутною и морскою силою, яко строителю военных судов». В центре блюда накладной литой лавровый венок. Сочетанием матового и полированного золота мастер искусно выявляет фактуру и природную красоту металла. На этом блюде Екатерина II преподнесла Г.Потемкину шпагу, усыпанную бриллиантами. Позже наследники Потемкина подарили блюдо Успенскому собору Московского Кремля.
Блюдо мастера Раткова. Москва, 1787 год. Мастер А.Ратков. Серебро, чеканка. |
Чайный сервиз Екатерины II. Петербург, 1784 год. Серебро, чеканка, литьё, резьба, золочение. |
В этой же витрине выставлен один из первых самоваров, изготовленных петербургскими мастерами Г.Унгером и Г.Эккертом в 1801 году. Своей формой он напоминает древнегреческую амфору. Гладкую полированную поверхность самовара украшают золотые бусины жемчужника. Рядом стоят два детских чайных сервиза работы петербургского мастера И.Блома — подарки Екатерины II своим внукам.
Кажущаяся простота предметов, выполненных в стиле классицизма, никоим образом не снижала их материальной ценности. Золотой оклад Евангелия работы петербургского мастера Г.Унгера (1794) украшают алмазы, аквамарины, бриллианты, аметисты, светлые сапфиры, всего 3417 драгоценных камней.
Модными в это время становятся разнообразные табакерки. Ювелиры часто украшали их живописными эмалевыми миниатюрами. Образном русского классицизма является золотая табакерка, выполненная первоклассными мастерами того времени — петербургским ювелиром Ж.Адором, работавшим при дворе Екатерины II с 1762 по 1784 год, и датским художником К.Гейером, исполнившим миниатюрный портрет Екатерины II.