Зал 2. Витрина 20.
В самостоятельную коллекцию выделены нагрудные знаки высшего духовенства — панагии — небольшие иконы, которые носили на цепочке поверх одежды. Панагии известны с глубокой древности. В XV-XVI веках они состояли из двух половинок, соединенных шарниром. На створчатых панагиях изображали внутри — «Знамение» и «Троицу», а снаружи -«Распятие» или «Вознесение»; такие панагии носили название путных.
С конца XVI века появляется новый тип нарядной панагии в виде небольшой иконы, богато украшенной эмалью, жемчугом и драгоценными камнями.
В XVIII веке панагии приобретают характер светских украшений. Первое место на них занимают драгоценные камни и оправа. Коллекция панагий позволяет проследить не только этапы развития русского ювелирного искусства двух столетий, но и меняющуюся моду на драгоценные камни. XVIII век любил яркие, сочные драгоценные камни: изумруды, сапфиры, рубины. В XIX веке преобладают драгоценные камни нежных и светлых тонов, строгим формам классицизма соответствовали сверкающие, хорошо ограненные алмазы-бриллианты.
В это время получили распространение «жалованные» панагии, на оборотной стороне которых помещались миниатюрные царские портреты на эмали.
Усыпанная бриллиантами ромбовидная панагия с короной и изображением «Спаса Нерукотворного» имеет на оборотной стороне портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Привлекают внимание две панагии, исполненные известным придворным ювелиром Иеремией Позье. Они были пожалованы Екатериной II новгородскому митрополиту Дмитрию в 1764 году. В 1775 году Екатерина II преподнесла московскому митрополиту Платону панагию с бриллиантами и красными турмалинами. А годом позже, в 1776 году, Григорий Потемкин дарит митрополиту Платону панагию, где золото прекрасно сочетается с блестящими золотистыми топазами.