Зал 2. Витрина 13.
Здесь собраны изделия XVII века художественных центров Поволжья. Поволжье — край лесов. Любимым занятием народных умельцев издавна была резьба по дереву. Это искусство передавалось из поколения в поколение. Орнаментальные мотивы резьбы по дереву нашли отражение в узорах мастеров серебряного дела.
Наиболее значительным центром Поволжья был Ярославль. Город занимал исключительно выгодное в торговом отношении место. Английские, голландские и немецкие купцы охотно открывали там свои конторы. Все это способствовало широкому развитию в городе художественных ремесел: резьбы по дереву, набивки тканей, изготовления изразцов, кузнечного и серебряного дела.
Ярославские мастера в совершенстве владели такой сложной техникой обработки металла, как чеканка высокого рельефа. Крупные цветы, изогнутые стебли, плоды и листья, изображения животных и человека сплетаются в единый узор, покрывающий весь предмет. Во всем этом угадываются традиции деревянной резьбы.
Типичными образцами ярославской чеканки служат серебряное кадило и ладанница из церкви Николы Мокрого, которые выставлены в витрине. Мастера умело сочетают две совершенно различные техники: рельефную высокую чеканку и легкую контурную резьбу. Так же выполнен и дискос 1697 года (блюдо с поддоном для просфоры).
Своеобразный силуэт имеют представленные здесь ярославские потиры 1697 года. Небольшая чаша укреплена на высоком стояне. Цветочный орнамент, нанесенный на стоян, подчеркивает пирамидальность его формы.
Ярославских серебряников как искусных мастеров приглашали для работ в мастерские Московского Кремля и Троице-Сергиева монастыря. В XVII веке, например, над иконостасом Успенского собора в Кремле работали Михаил Григорьев Ярославец, Семен Васильев Ярославец и Сергей Ярославец.
Другим художественным центром Поволжья была Кострома. В костромских серебряных изделиях много общего с местной декоративной резьбой по дереву. Их украшает низкая чеканка и плоский густой растительный орнамент. Иногда чеканный узор заменяется плоским тщательно проработанным литьем.
Из Богоявленского монастыря Костромы происходят два серебряных кадила — 1641 и 1676 годов. Они имеют интересную и необычную форму. Верхние части кадил вытянуты в виде высоких шатровых покрытий с ажурным литым растительным орнаментом плетения. Чередование золоченых и серебряных частей кадил придает им изящество и легкость.
Среди произведений нижегородских мастеров XVII века выделяется серебряный потир 1685 года. Массивную серебряную чашу украшают пышный чеканный орнамент и символы евангелистов. Потир — вклад архимандрита Сергия в Макарьевский Желтоводский Троицкий монастырь в Нижегородской губернии.