Золотые и серебряные изделия середины XIX — начала XX века

Зал 2. Витрина 21.

Как уже говорилось, во второй половине XIX века в Москве и Петербурге создаются крупные ювелирные объединения, использующие новые приемы обработки драгоценных металлов. Владельцы этих объединений собирают в своих мастерских лучших специалистов, приглашают для работы ведущих художников, искусствоведов. В Москве хорошей репутацией пользовались фирмы Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Семенова, в Петербурге — Морозова, Грачева, Фаберже.

После классицизма в искусстве с 30-х годов XIX века начинается поиск нового стиля.

Золотое и серебряное дело в России развивается по пути механического соединения композиционных и декоративных элементов всех предшествующих эпох. Появляются неоготика, второе рококо, неоклассицизм.

Соусник с жуком

Соусник с жуком.

Москва, фабрика И.Губкина, 1894.

Серебро, золочение, чеканка, резьба, литьё.

Сухарница в виде раковины

Сухарница в виде раковины.

Петербург, фирма П.Сазикова, 1885.

Серебро, золочение, чеканка, резьба, литьё.

В стиле второго рококо изготовлена группа предметов, расположенная в левой части витрины: кофейники, чайники, сахарницы, молочники, соусники, украшенные чеканными завитками, раковинами, выпуклостями, накладными литыми деталями. Увлечение натуралистическими растительными формами видно на примере соусника в виде тыквы на листе, выполненного мастерами фабрики Ивана Губкина.

В XIX веке в России наблюдается повышенный интерес к древнерусским формам и мотивам. В русской традиции массивная серебряная кружка украшена двадцатью четырьмя вмонтированными монетами и медалями. На кружке выгравированы текст указа царя Алексея Михайловича 1661 года и надпись: «Пить до дна в честь царя». Кружка выполнена петербургским мастером Ф.Э.Генрихсеном в 1882 году по заказу князя Л.А.Львова.

Конфетница

Конфетница.

Москва, фирма И.Хлебникова, 1908-1917.

Серебро, золочение, скань, эмаль.

Скульптурная группа Витязь в дозоре

Скульптурная группа «Витязь в дозоре».

Петербург, фирма П.Сазикова, 1852.

Серебро, литьё, чеканка, резьба.

Большая скульптурная группа «Всадник в дозоре», экспонируемая в витрине, изготовлена петербургским отделением фирмы Сазикова, основанной в 1812 году. Фирма славилась серебряной скульптурой, которую выполняли обычно по моделям таких скульпторов, как И.П.Витали, П.К.Клодт. Некоторые древнерусские мотивы, украшающие изделия этой фирмы, выполнены по рисункам академика живописи Ф.Г.Солнцева. Обратите внимание на убедительно-реалистичную трактовку фигур коня и воина. Однако хорошее впечатление от скульптуры портит массивная подставка, украшенная рокайльными завитками. Это произведение типично для русского прикладного искусства 1830-1850 годов, оно примечательно сочетанием древнерусского сюжетного мотива и типажа с орнаментальными элементами стиля рококо.

Эмалевыми изделиями славилась на всю Россию фирма Овчинникова, основанная в 1851 году. В витрине представлены декоративные чашки, блюдца, солонки, чарки, повторяющие форму посуды Древней Руси. Предметы украшены эмалью разных видов. Интересна оконная, или прозрачная, эмаль, освоенная фирмой Овчинникова. В эмаль добавляли много воды, заполняли золотые или серебряные оконца на предмете, обжигали в печи, вода испарялась, а эмаль сплавлялась с металлом, приобретая прозрачность. Оконная эмаль очень эффектна, но из-за своей хрупкости не получила широкого распространения. Фирма возродила древнюю перегородчатую эмаль, секрет которой был утрачен во время монголо-татарского нашествия.

Кружка с монетами и медалями

Кружка с монетами и медалями.

Петербург, 1882. Мастер Ф.Генрихсен.

Серебро, золочение, чеканка, резьба.

Бутылочная передача-ведёрко

Бутылочная передача-ведёрко.

Москва, фабрика А.Иванова, 1908-1917.

Серебро, литьё, чеканка, резьба, золочение.

Сосуд для пунша с головой витязя

Сосуд для пунша с головой витязя.

Россия, конец XIX — начало XX века.

Серебро, хрусталь, чеканка, резьба.

Черневым искусством славилась фирма Хлебникова. Некоторые изделия этой фирмы, украшенные чернью, были экспонированы на художественно-промышленной выставке 1882 года. Только по черни специализировалась фабрика Семенова, чьи изделия конкурировали с фирмами Овчинникова, Хлебникова и получали награды на международных и всероссийских выставках.

Среди последних поступлений в Оружейную палату был серебряный чайный набор работы фабрики Семенова, который вы видите в витрине. Предметы украшены черневым изображением архитектурных памятников Московского Кремля. Вероятно, материалом для изображений послужили литографии исторических памятников и видов Москвы, изданные в 50-х годах XIX века.

Чайный сервиз

Чайный сервиз.

Москва, фабрика В.Семёнова, 1980-ее годы.

Серебро, золочение, резьба, чернь.

Сервиз в стиле флоральный модерн

Сервиз в стиле флоральный модерн.

Москва, фабрика Н.Немирова-Колодкина, 1899-1908.

Всемирная выставка 1889 года в Париже продемонстрировала черты нового стиля, получившего название «модерн». Из-за широкого распространения цветочных мотивов модерн в прикладном искусстве получил второе название — «флоральный», или «цветущий».

Текучие пластические формы, струящиеся, плавные линии, рисунок увядающих ирисов и водяных лилий позволяет безошибочно опознать созданные в этом стиле произведения. Примером могут служить подстаканники и подсвечники фирмы Ореста Курлюкова, серебряный сервиз фабрики Немирова-Колодкина.

loc-021 Зал 2. Русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 9. Коллекция ювелирного искусства Москвы первой половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 10. Коллекция русской посуды XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 11. Коллекция предметов в технике чернь и резьба второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 12. Коллекция русских расписных эмалей сольвычегорских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 13. Коллекция предметов серебряного дела городов Поволжья XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 14. Коллекция изделий московских мастеров второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 15. Коллекция ювелирных изделий первой половины XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 16. Коллекция золотых и серебряных изделий 40-60 годов XVIII века мастеров Москвы и Петербурга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 17. Коллекция золотых и серебряных изделий производства местных мастеров XVII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 18. Коллекция золотых и серебряных изделий конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 19. Коллекция золотых и серебряных изделий в технике литьё конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция нагрудных знаков высшего духовенства панагий XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция ювелирных изделий фирмы Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 21. Коллекция золотых и серебряных изделий середины XIX — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля