Зал 2. Витрина 21.
Как уже говорилось, во второй половине XIX века в Москве и Петербурге создаются крупные ювелирные объединения, использующие новые приемы обработки драгоценных металлов. Владельцы этих объединений собирают в своих мастерских лучших специалистов, приглашают для работы ведущих художников, искусствоведов. В Москве хорошей репутацией пользовались фирмы Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Семенова, в Петербурге — Морозова, Грачева, Фаберже.
После классицизма в искусстве с 30-х годов XIX века начинается поиск нового стиля.
Золотое и серебряное дело в России развивается по пути механического соединения композиционных и декоративных элементов всех предшествующих эпох. Появляются неоготика, второе рококо, неоклассицизм.
Соусник с жуком. Москва, фабрика И.Губкина, 1894. Серебро, золочение, чеканка, резьба, литьё. |
Сухарница в виде раковины. Петербург, фирма П.Сазикова, 1885. Серебро, золочение, чеканка, резьба, литьё. |
В стиле второго рококо изготовлена группа предметов, расположенная в левой части витрины: кофейники, чайники, сахарницы, молочники, соусники, украшенные чеканными завитками, раковинами, выпуклостями, накладными литыми деталями. Увлечение натуралистическими растительными формами видно на примере соусника в виде тыквы на листе, выполненного мастерами фабрики Ивана Губкина.
В XIX веке в России наблюдается повышенный интерес к древнерусским формам и мотивам. В русской традиции массивная серебряная кружка украшена двадцатью четырьмя вмонтированными монетами и медалями. На кружке выгравированы текст указа царя Алексея Михайловича 1661 года и надпись: «Пить до дна в честь царя». Кружка выполнена петербургским мастером Ф.Э.Генрихсеном в 1882 году по заказу князя Л.А.Львова.
Конфетница. Москва, фирма И.Хлебникова, 1908-1917. Серебро, золочение, скань, эмаль. |
Скульптурная группа «Витязь в дозоре». Петербург, фирма П.Сазикова, 1852. Серебро, литьё, чеканка, резьба. |
Большая скульптурная группа «Всадник в дозоре», экспонируемая в витрине, изготовлена петербургским отделением фирмы Сазикова, основанной в 1812 году. Фирма славилась серебряной скульптурой, которую выполняли обычно по моделям таких скульпторов, как И.П.Витали, П.К.Клодт. Некоторые древнерусские мотивы, украшающие изделия этой фирмы, выполнены по рисункам академика живописи Ф.Г.Солнцева. Обратите внимание на убедительно-реалистичную трактовку фигур коня и воина. Однако хорошее впечатление от скульптуры портит массивная подставка, украшенная рокайльными завитками. Это произведение типично для русского прикладного искусства 1830-1850 годов, оно примечательно сочетанием древнерусского сюжетного мотива и типажа с орнаментальными элементами стиля рококо.
Эмалевыми изделиями славилась на всю Россию фирма Овчинникова, основанная в 1851 году. В витрине представлены декоративные чашки, блюдца, солонки, чарки, повторяющие форму посуды Древней Руси. Предметы украшены эмалью разных видов. Интересна оконная, или прозрачная, эмаль, освоенная фирмой Овчинникова. В эмаль добавляли много воды, заполняли золотые или серебряные оконца на предмете, обжигали в печи, вода испарялась, а эмаль сплавлялась с металлом, приобретая прозрачность. Оконная эмаль очень эффектна, но из-за своей хрупкости не получила широкого распространения. Фирма возродила древнюю перегородчатую эмаль, секрет которой был утрачен во время монголо-татарского нашествия.
Черневым искусством славилась фирма Хлебникова. Некоторые изделия этой фирмы, украшенные чернью, были экспонированы на художественно-промышленной выставке 1882 года. Только по черни специализировалась фабрика Семенова, чьи изделия конкурировали с фирмами Овчинникова, Хлебникова и получали награды на международных и всероссийских выставках.
Среди последних поступлений в Оружейную палату был серебряный чайный набор работы фабрики Семенова, который вы видите в витрине. Предметы украшены черневым изображением архитектурных памятников Московского Кремля. Вероятно, материалом для изображений послужили литографии исторических памятников и видов Москвы, изданные в 50-х годах XIX века.
Чайный сервиз. Москва, фабрика В.Семёнова, 1980-ее годы. Серебро, золочение, резьба, чернь. |
Сервиз в стиле флоральный модерн. Москва, фабрика Н.Немирова-Колодкина, 1899-1908. |
Всемирная выставка 1889 года в Париже продемонстрировала черты нового стиля, получившего название «модерн». Из-за широкого распространения цветочных мотивов модерн в прикладном искусстве получил второе название — «флоральный», или «цветущий».
Текучие пластические формы, струящиеся, плавные линии, рисунок увядающих ирисов и водяных лилий позволяет безошибочно опознать созданные в этом стиле произведения. Примером могут служить подстаканники и подсвечники фирмы Ореста Курлюкова, серебряный сервиз фабрики Немирова-Колодкина.