Зал 2. Витрина 10.
Древняя Русь славилась своей посудой. Ковши, братины (сосуды шарообразной формы, из которых пили по кругу), чаши, стопы, чары и чарки — все эти предметы домашнего быта, выставленные в витрине, дают довольно полное представление о разнообразии такой посуды, ее формах и изяществе.
Естественно, золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов — дерева и глины.
Обратите внимание на ладьевидные ковши. Это чисто русская форма. Истоки ее уходят в глубокую древность. Появились ковши на Севере, где было много рек и озер, изобилующих дикими утками, гусями, лебедями, где строили деревянные ладьи, напоминающие по форме плывущих птиц, где еще во втором тысячелетии до н.э. делали деревянные овальные небольшие ковши. Позже по форме деревянного ковша стали изготовлять золотые и серебряные. В зависимости от назначения они носили самые разные названия: «выносные», «хоромные», «жалованные», «погребные», «медвяные» и т.д. Из них пили хмельные меды. Цвет меда определял выбор ковша. Красный мед подавали в золотых ковшах, белый — в серебряных, а заграничные вина — в кубках.
В этой витрине особо интересны три ковша царя Михаила Федоровича. Каждый из них выкован из цельного куска золота и весит полтора-два килограмма. Из таких ковшей пили редко, по большим праздникам, а остальное время они хранились в поставцах, демонстрируя богатство царского двора.
Ковши часто использовались как награды за участие в боях, посольскую службу, «за прибор» (прибыль казне при сборе пошлин), за верную службу казацких атаманов и старшин. Дно их украшали двуглавым орлом и надписью, которая содержала имя награжденного и свидетельствовала о его заслугах.
Другим широко распространенным видом питьевой посуды были братины — чаши, которые передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. В этой экспозиции вы видите различные братины, употреблявшиеся на Руси. На первый взгляд кажется, что они однообразны и повторяют одна другую. Но это только на первый взгляд. Наиболее интересная часть братины — орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо изречение или нравоучение.
Высокие художественные достоинства отличают братину, поднесенную в 1618 году женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу с прошением о помиловании мужа, обвиненного в измене. Чаша украшена высокорельефным чеканным орнаментом и поддерживается шестью человеческими фигурками. По венцу братины выгравировано изречение о верной любви: «Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же разбития не бывает ниоткуда, аше и мало погнется, то по разуму вскоре исправится».
Выделяется небольшая золотая братина, поднесенная царю Михаилу Федоровичу торговыми людьми братьями Судовшиковыми. Позднее царь подарил ее своей второй жене Евдокии Лукьяповне, поэтому по его приказу мастера стерли черневую надпись в кругах, сделанную дарителями, а декоративное убранство братины дополнили жемчужной обнизью. Подобная посуда могла служить поминальной чашей, которую принято было ставить на гроб умершего, наполнив водой, подслащенной медом.
Широко бытовали корчики (небольшие ковшики на поддонах) и чарки, выполненные из агата, сердолика, горного хрусталя. Из них пили крепкие напитки и мед. На многих из них сохранились имена владельцев.
В торце витрины стоит серебряная чеканная ендова боярина Василия Ивановича Стрешнева, возглавлявшего в 1630-1635 годах приказы золотых и серебряных дел в Оружейной палате. Это округлая чаша с носиком у верхнего края. Ендова выполнена в 1644 году и является редким образцом столовой посуды.