Зал 2. Витрина 15.
На рубеже XVII-XVIII столетий в жизни России произошли изменения, имевшие огромное историческое значение. Начало XVIII века в русской истории ознаменовано реформами Петра I. Царь переносит столицу государства из Москвы в Петербург. Так как огромные расходы на военные нужды и на строительство новой столицы требовали все больше и больше золота и серебра, Петр издает специальный указ, ограничивающий изготовление из этих металлов предметов быта, что повлекло за собой и сокращение производства ювелирных изделий. Многие московские мастера в 1711 году были переведены в Петербург для работы во вновь учрежденном Оружейном дворе, специализировавшемся на выпуске боевого оружия и различных машин. Часть мастеров по царскому указу была направлена в Воронеж и Архангельск для работы на судоверфях.
И все же развитие ювелирного искусства продолжалось. Орнамент русских золотых и серебряных изделий, сохраняя национальные особенности, развивается тем же путем, что и орнаментация драгоценных изделий стран Западной Европы.
Необычайную пышность серебряных изделий XVIII века дополняла живописная эмаль. Роспись эмалевыми красками по эмалевому фону была известна и в XVII столетии, но в XVIII она получает наиболее широкое распространение.
Яркими эмалевыми дробницами украшают мастера оклады евангелий, потиры, медальоны, ордена, шкатулки. На экспонатах этого зала вы можете проследить, как совершенствовалось мастерство русских эмальеров — от пестрой декоративности до изящной портретной миниатюры и тончайшей живописи на золотых изысканной формы табакерках, часах и панагиях.
Мировую известность получило творчество русских эмальеров — портретистов Андрея Овсова и Григория Мусикийского (начало XVIII века). Оба мастера работали в Оружейной палате, а позже были переведены в Петербург. Их произведения хранятся в музеях Москвы, Петербурга и в частных коллекциях за рубежом.
В этой витрине в центре представлена золотая табакерка овальной формы. На крышке ее, украшенной гладкой прозрачной эмалью красно-коричневого тона, вы видите портрет Петра I, выполненный Андреем Овсовым. Мастер создал ряд прекрасных миниатюрных портретов, которые отличаются чистотой и яркостью красок, четкостью рисунка.
Здесь же вы видите нагрудный знак 1707 г. и панагию 1720 г. с эмалевыми медальонами работы известного мастера портретной миниатюры Григория Мусикийского. Наиболее ранняя его работа — нагрудный знак с изображением Петра I. Миниатюра выполнена с портрета художника Кнеллера 1697 года. Молодой Петр изображен в доспехах и горностаевой мантии в традициях парадного портрета первой половины XVIII века. Эмалевая композиция панагии «Плач Богоматери» является подписным произведением Григория Мусикийского.
Портретная миниатюра в те времена стала настолько популярным видом искусства, что в Российской Академии художеств был учрежден специальный эмальерный класс. Русские серебряники продолжают развивать искусство сканого узора. Ажурный сканый орнамент не припаивается, а накладывается на гладкий фон.
Скань занимала видное место в ювелирном искусстве Древней Руси. Рисунок ее — всегда спокойный, плавный, ритмичный — был преимущественно растительного характера. В древности не встречаются памятники, где скань — единственный прием украшения. Она, как правило, сочетается с пластическими формами, с чеканными и литыми рельефами, для которых она служила фоном. Скань вводится в обрамление памятников мелкой пластики, небольших костяных, деревянных или каменных образков, крестов, панагий. В XVIII веке встречаются вещи, целиком сделанные из ажурного сканого орнамента.
Впечатление плоскостности сканого орнамента русские мастера умели разбить тем, что предметы имели вкладыши из позолоченного серебра, цветного стекла или металла, покрытого цветной эмалью. В подобной технике выполнена изящная суповая чаша на блюде петербургской работы 1737 года. Здесь серебряная сканая сорочка надета на гладкие серебряные с позолотой чашу и блюдо.