Зал 2. Витрина 12.
Для предметов этой витрины характерны необычайная яркость и живописность. Ларцы, чаши, чарочки, коробочки для румян, вилки, ножи, предметы религиозного культа — форма их типична для серебряных изделий XVII века, но главное здесь не форма, а эмалевое покрытие и подбор красок. Ослепительно желтые подсолнухи, сине-голубые васильки, розово-лиловые с черными прожилками тюльпаны, ромашки в сочетании с изумрудной зеленью, белоснежный фон — все это яркое многоцветье создано руками знаменитых сольвычегорских мастеров.
Сольвычегорские серебряники первыми в конце XVII века начали применять роспись по эмали. Этот технический прием заключался в том, что предмет заливали слоем однотонной эмали, обжигали, а затем специальными красками с эфирными маслами наносили рисунок и снова обжигали. Искусно покрывали эмалью без предварительной штриховки сферические предметы, особым образом закрепляя рисунок скаными веревочками. Сольвычегорские эмальеры не ограничивались цветочным орнаментом, который доминирует в их работе. В их изделиях мы находим изображения зверей, птиц, сложные композиции на библейские темы, сюжеты западной гравюры, иллюстрации из книг, сцены из народного быта. Интересны чаши с сюжетом из истории библейского героя Самсона и аллегорическими сценками на тему пяти чувств: «вкушения», «обоняния», «слышания», «видения» и «осязания». Хотя изображения человеческого лица и фигуры еще довольно примитивны, именно к ним восходит миниатюрный портрет на эмали — жанр, получивший широкое распространение в XVIII веке.
Искусство сольвычегорских ювелиров оказало влияние на эмальерное дело других городов России: Великого Устюга, Вятки, Ярославля и Москвы.