Зал 5. Витрина 43.
В XVIII веке на смену серебру, из которого в основном изготовляли сервизы, приходит фарфор. До этого времени секрет фарфора в Европе не был известен. Китайские мастера, владевшие им, тщательно его скрывали. В XVIII веке в трех европейских странах почти одновременно был найден рецепт изготовления фарфора. В России его открыл Д.И.Виноградов, а затем усовершенствовал М.В.Ломоносов. Петербург становится центром фарфорового производства России. В Германии таким центром стал Мейсен, а во Франции — Севр, небольшой городок неподалеку от Парижа (сейчас пригород Парижа).
Севрская мануфактура была крупнейшим фарфоровым предприятием. Одним из основных направлений ее деятельности с момента основания производства в середине XVIII века было создание великолепных сервизов для дипломатических подарков.
В витрине выставлен десертный фарфоровый сервиз, выполненный на севрских мануфактурах в 1803-1806 гг. Он предназначался для личного пользования императора Наполеона. Этот сервиз украшал праздничный стол во дворце Тюильри но случаю свадьбы принцессы Вюртембергской и брата Наполеона Жерома Бонапарта. Сервиз насчитывает сто сорок предметов и называется «Олимпийский», так как сюжеты для рисунков взяты из античной мифологии. Интересно отметить, что ни один рисунок, ни один сюжет на предметах не повторяются. Оригиналами для росписи послужили в большинстве случаев живописные произведения различных стран и школ. Сервиз расписывали художники Адам, Жакото, Легран, Перрено, Рено, Тибу, орнаменталисты Мико и Ливе Старший. В 1807 году в честь заключения Тильзитского мира Наполеон дарит сервиз императору Александру I.
Тарелка из Олимпийского сервиза. Франция, Севр, начало XIX века. |
Тарелка из Олимпийского сервиза. Франция, Севр, начало XIX века. |
Тарелка из Олимпийского сервиза. Франция, Севр, начало XIX века. |
В зале стоят напольные часы работы известного мебельщика Давида Рентгена (1743-1807). Немец по происхождению, он унаследовал мастерскую своего отца в г.Нейвиде, где работало более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников, с 1770 года состоял в корпорации парижских краснодеревщиков, был поставщиком короля Людовика XVI и королевы, семь раз приезжал в Петербург, и каждый раз Екатерина II покупала у него значительное количество мебели. Д.Рентген поставлял мебель многим европейским дворам, содержал мебельные магазины в Берлине и Париже.
Д.Рентген создал свой стиль мебели. Его изделия с середины 70-х голов XVIII века отличаются прямоугольными очертаниями и симметрией, исполнены в классицистических формах; декоративные элементы он заимствовал из античного искусства: овы, меандры, жемчужник, орлы, дельфины, бараньи головы. Рентген любил создавать мебель с секретами (бюро, письменные столы, секретеры) и украшать ее чеканкой, золоченой бронзой, наборной работой.