Зал 5. Витрина 41.
В начале XVIII века в Западной Европе слава мастеров-ювелиров переходит от немцев к французам. В витринах 41 и 42 этого зала представлены серебряные и золотые изделия работы французских мастеров. Дипломатические и торговые взаимоотношения России с Францией существовали уже в XVI веке, но обычая подносить посольские дары во Франции не было. Поэтому почти все предметы, которые хранятся в этих витринах, сделаны по заказу.
Французских серебряных изделий, изготовленных ранее XVIII века, сохранилось мало, так как в конце XVII и в первой половине XVIII века было издано несколько королевских указов о переплавке предметов из золота и серебра на монеты для пополнения казны, опустошенной войнами и роскошествами двора. Так погибли многие произведения выдающихся французских мастеров, которые впоследствии по праву заняли бы место в сокровищнице мирового искусства.
Из ранних вещей работы французских ювелиров XVII века в витрине экспонируются серебряные с позолотой блюдо и рукомой, привезенные в 1664 году в качестве дипломатического подарка царю Алексею Михайловичу от английского короля Карла II Стюарта. Рукомой украшают чеканные изображения муз, на блюде изображена сцена осады города по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим».
Франция с XVIII века выступает как законодательница мод в Европе. Русские коронованные особы, стараясь не отстать от западноевропейских, заказывают у лучших французских ювелиров золотые туалетные приборы, коробочки, табакерки (в то время модно было нюхать табак, причем делали это не только мужчины, но и женщины), а также сервизы.
Среди изделий начала XVIII века обращает на себя внимание бульонная чаша работы мастера Антуана де Сент-Никола. Ее украшает гравированный орнамент на пунцированном фоне. Большая часть предметов, представленных в этой витрине, входила в состав «наместнических» сервизов, выполненных по заказу императрицы Екатерины II в 70-х годах XVIII века для тринадцати новых административных центров России. В витрине Оружейной палаты хранятся изделия из московского, нижегородского, казанского и екатеринославского сервизов. Сервизы предназначались для торжественных приемов. В работе над ними принимал участие ведущий французский мастер Робер Жозеф Опост, который подписывал свои вещи: «Опост — королевский мастер золотых и серебряных дел в Париже».
В 1770 году Екатерина II заказывает во Франции столовый серебряный сервиз, который дарит впоследствии своему фавориту Григорию Орлову. Для изготовления этого грандиозного сервиза потребовалось более двух тонн серебра, насчитывал он свыше трех тысяч предметов и рассчитан был на сорок персон. Работа над сервизом была поручена Жаку Никола Ретье и его сыну. Но огромное количество предметов не позволило им самим выполнить этот заказ. К работе были привлечены Эдм Бальзак, Луи Леандрик, Поль Шарвель и другие мастера. Художественный надзор осуществлял известный французский скульптор Этьен Фальконе, будущий автор памятника Петру I в Петербурге.
До наших дней сохранилась небольшая часть этого сервиза, предметы из которого находятся в экспозициях Оружейной палаты и Государственного Эрмитажа. В витрине представлены суповые чаши, бутылочные передачи, тарелки, подсвечники, раковины для масла.
Орловский сервиз настолько великолепен, что в 1881 году были сделаны гальванопластические копии с его предметов для музея Виктории и Альберта в Лондоне.