Зал 5. Витрина 33.
Одним из ближайших соседей России на Западе была Швеция. В XVII веке между Россией и Швецией устанавливаются постоянные дипломатические отношения. Посольские подарки Швеции — самые многочисленные в собрании этого зала: свыше двухсот различных блюд, сосудов для вина, рукомоев, ваз, настенных украшений. Собственное серебряное производство в Швеции было развито слабо, поэтому предметы, представленные здесь, в основном были выполнены немецкими мастерами XVII века.
Коллекция посольских даров из Швеции. |
Кубок «Рог изобилия». Германия, Гамбург, XVII век. Серебро, чеканка, литьё, золочение. |
Изделия немецких серебряников того времени славились в Европе. Многие государства покупали их, а потом преподносили в качестве посольских даров. Шведский двор не только покупал в других странах предметы искусства, но и приглашал в свою страну иностранных мастеров: художников, архитекторов, скульпторов, златокузнецов. Первым шведским посольством, приехавшим после окончания военных действий Тридцатилетней войны в Россию, было посольство 1647 года, которое прибыло поздравить царя Алексея Михайловича с его вступлением на престол. Посол Эрик Гилленштерн от имени королевы Кристины преподнес царю две огромные золоченые лохани работы аугсбургских мастеров. На одной из них изображен библейский сюжет: примирение Иакова с Исавом; на другой — взятие римлянами Карфагена. Среди привезенных подарков было множество кубков, в том числе и оригинальный кубок в виде рога изобилия, поддерживаемого литой фигурой богини Цереры работы гамбургского мастера Дитриха Тор Мопс.
Стакан работы шведских мастеров. Швеция, Стокгольм, конец XVII века. Серебро, чеканка, литьё, золочение. |
Туалетная коробочка. Швеция, Стокгольм, XVII век. Серебро, золочение, скань, чеканка, литьё. |
Россия, добиваясь выхода к Балтийскому морю, не могла оставаться равнодушной к захвату Швецией в 1655 году польских земель и к переходу Литвы под ее протекторат. Поэтому посольство Густава Бьелка, приехавшее в это время, чтобы заверить русских в дружеских отношениях, не имело успеха, хотя царю были поднесены богатые подарки: рассольники, рукомой, глобусы, подсвечники в виде литых женских фигур (все они демонстрируются в витрине).
Своей необычностью привлекает внимание настольный фонтан, или «водяной взвод», работы гамбургского мастера Петера Ора, привезенный среди прочих даров «великим» шведским посольством в 1662 году (наверху в центре витрины). Вода (или вино) из нижнего большого шара под давлением поднималась вверх и из пучка серебряных молний в руке Юпитера орошала фрукты на тарелях.
Кувшин рукомойный в виде фигуры льва. Германия, Аугсбург, XVII век. |
Глобус небесный. Германия, Гамбург, XVII век. Серебро, чеканка, литьё, гравировка, золочение. |
В витрине представлена группа предметов стокгольмской работы. Это четвертины для чая и специй, высокие стаканы, подсвечники, филигранные туалетные коробочки. Они были привезены в 1699 году от шведского короля Карла XII Петру I.
Несмотря на несомненное влияние немецких мастеров, в шведском серебре можно найти самостоятельные черты и в форме предметов, и в преобладании некоторых видов техники, например филиграни.