Зал 5. Витрина 39.
Одним из богатейших портовых городов Германии был Гамбург. Русские купцы закупали здесь золото, серебро, художественные изделия из драгоценных металлов. Ювелиры Гамбурга отличались необычайно широкими возможностями в области серебряного производства. Коллекция произведений гамбургских мастеров в Оружейной палате содержит более трехсот предметов.
В этом городе в XVII веке работали Петер Ор, Дитрих Тор Мойс, Карстен Мундт, Григорий Ламбрехт и многие другие талантливые серебряники. Большой известностью в XVI веке пользовался гамбургский мастер Якоб Морес Старший. В западноевропейских музеях находятся всего два его произведения: ларец для драгоценностей в Зеленом своде Дрездена и серебряный алтарь в замке Фридериксборг в Дании.
В Оружейной палате хранятся четыре работы этого прекрасного ювелира. Среди них два массивных кубка в виде профилированных ваз, украшенных литыми головками, фигурками, чеканными связками плодов и маскаронами. Третий кубок несколько меньше по размеру, но сходен по форме и украшениям с двумя предыдущими. Четвертая работа этого мастера находится в витрине 37 — рог для вина, вырезанный из бивня слона и оправленный в серебро.
Якоб Морес Старший много работал для датского двора. Его деятельность способствовала подъему мастерства гамбургских златокузнецов, получению многочисленных заказов от королевских дворов Дании и Швеции. Эти кубки тоже были выполнены для королевской сокровищницы. Однако вскоре она их лишилась. Датский король Кристиан IV, потерпев поражение в ходе Тридцатилетней войны, заложил многие свои драгоценности, и не смог вовремя их выкупить, поэтому вещи были привезены для продажи в Архангельск, где в 1628 году их приобрели для русского царского двора.
В Оружейной палате имеются работы других известных гамбургских мастеров. Подсвечники, рассольники, земной и небесный глобусы, изготовленные ими — посольские дары Швеции и хранятся в витрине 33.
Две серебряные горы-курильницы, представленные в этой витрине, выполнены в первой четверти XVII века Дирихом Утермарке и Флором Робином II. Они принадлежали царю Михаилу Федоровичу и хранились в его покоях. Горы-курильницы использовались в торжественных случаях для благовонных курений. Для произведений гамбургских мастеров характерны горельефная чеканка, применение плоской гравировки и развитие декоративной скульптуры.
Пышные царские приемы, обычай награждать серебряной посудой за заслуги: послов — за исполнение дипломатических поручений, военных — за успешные походы, «таможенных и кабацких голов» — за прибыль в казну требовали огромного количества серебряных изделий. Московское правительство обращалось к заморским мастерам со специальными заказами на серебряную посуду. Посуда, изготовлявшаяся по этим заказам, имела типично русскую форму. Поэтому среди кубков, рукомоев, блюд мы видим братины.
В XVII веке западная серебряная утварь начинает появляться в домах бояр, дворян и купцов. Правда, употреблялась она только в самых торжественных случаях. Ее хранили в поставцах как дорогой предмет, привезенный из-за границы или пожалованный за верную службу.
На Руси, как и на Западе, среди подарков особое место занимал кубок. При вступлении на престол царь Алексей Михайлович получил от бояр, купцов, монастырей и посадов более двухсот серебряных кубков. Позднее Алексею Михайловичу и его сыну Алексею были поднесены боярином Б.Морозовым два серебряных кубка высотой около двух метров и весом 16 килограммов каждый. Кубки эти созданы немецким мастером Хансом Фрюинсфельдом.