Произведения немецких серебряников из Гамбурга

Зал 5. Витрина 39.

Одним из богатейших портовых городов Германии был Гамбург. Русские купцы закупали здесь золото, серебро, художественные изделия из драгоценных металлов. Ювелиры Гамбурга отличались необычайно широкими возможностями в области серебряного производства. Коллекция произведений гамбургских мастеров в Оружейной палате содержит более трехсот предметов.

В этом городе в XVII веке работали Петер Ор, Дитрих Тор Мойс, Карстен Мундт, Григорий Ламбрехт и многие другие талантливые серебряники. Большой известностью в XVI веке пользовался гамбургский мастер Якоб Морес Старший. В западноевропейских музеях находятся всего два его произведения: ларец для драгоценностей в Зеленом своде Дрездена и серебряный алтарь в замке Фридериксборг в Дании.

Кубок гамбургских мастеров

Кубок гамбургских мастеров.

Германия, Гамбург, около 1600 года. Мастер Я.Морес.

Серебро, золочение, чеканка, литьё, гравировка.

Гора-курительница

Гора-курительница.

Германия, Гамбург, около 1610 года. Мастер Д.Утермарке.

Серебро, золочение, чеканка, литьё, гравировка.

В Оружейной палате хранятся четыре работы этого прекрасного ювелира. Среди них два массивных кубка в виде профилированных ваз, украшенных литыми головками, фигурками, чеканными связками плодов и маскаронами. Третий кубок несколько меньше по размеру, но сходен по форме и украшениям с двумя предыдущими. Четвертая работа этого мастера находится в витрине 37 — рог для вина, вырезанный из бивня слона и оправленный в серебро.

Якоб Морес Старший много работал для датского двора. Его деятельность способствовала подъему мастерства гамбургских златокузнецов, получению многочисленных заказов от королевских дворов Дании и Швеции. Эти кубки тоже были выполнены для королевской сокровищницы. Однако вскоре она их лишилась. Датский король Кристиан IV, потерпев поражение в ходе Тридцатилетней войны, заложил многие свои драгоценности, и не смог вовремя их выкупить, поэтому вещи были привезены для продажи в Архангельск, где в 1628 году их приобрели для русского царского двора.

В Оружейной палате имеются работы других известных гамбургских мастеров. Подсвечники, рассольники, земной и небесный глобусы, изготовленные ими — посольские дары Швеции и хранятся в витрине 33.

Две серебряные горы-курильницы, представленные в этой витрине, выполнены в первой четверти XVII века Дирихом Утермарке и Флором Робином II. Они принадлежали царю Михаилу Федоровичу и хранились в его покоях. Горы-курильницы использовались в торжественных случаях для благовонных курений. Для произведений гамбургских мастеров характерны горельефная чеканка, применение плоской гравировки и развитие декоративной скульптуры.

Блюдо с растительным орнаментом

Блюдо с растительным орнаментом.

Германия, Гамбург, XVII век. Серебро, чеканка, гравировка, золочение.

Кубок в виде тюльпана

Кубок в виде тюльпана.

Германия, Гамбург, XVII век. Серебро,

золочение, чеканка, литьё, гравировка.

Пышные царские приемы, обычай награждать серебряной посудой за заслуги: послов — за исполнение дипломатических поручений, военных — за успешные походы, «таможенных и кабацких голов» — за прибыль в казну требовали огромного количества серебряных изделий. Московское правительство обращалось к заморским мастерам со специальными заказами на серебряную посуду. Посуда, изготовлявшаяся по этим заказам, имела типично русскую форму. Поэтому среди кубков, рукомоев, блюд мы видим братины.

В XVII веке западная серебряная утварь начинает появляться в домах бояр, дворян и купцов. Правда, употреблялась она только в самых торжественных случаях. Ее хранили в поставцах как дорогой предмет, привезенный из-за границы или пожалованный за верную службу.

На Руси, как и на Западе, среди подарков особое место занимал кубок. При вступлении на престол царь Алексей Михайлович получил от бояр, купцов, монастырей и посадов более двухсот серебряных кубков. Позднее Алексею Михайловичу и его сыну Алексею были поднесены боярином Б.Морозовым два серебряных кубка высотой около двух метров и весом 16 килограммов каждый. Кубки эти созданы немецким мастером Хансом Фрюинсфельдом.

loc-039 Зал 5. Западноевропейское серебро XIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 30. Коллекция Посольские дары из Голландии в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 31. Коллекция Посольские дары из Англии в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 32. Коллекция Посольские дары из Польши в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 33. Коллекция Посольские дары из Швеции в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 34. Коллекция Посольские дары из Дании в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 35. Коллекция изделий немецких златокузнецов Нюрнберга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 36. Коллекция произведений европейских мастеров XIII — начала XVI века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 37. Коллекция изделий из натуралий и редких материалов в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 38. Коллекция ювелирных изделий европейских мастеров XVI — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 39. Коллекция произведений немецких серебряников из Гамбурга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 40. Коллекция Аугсбургского серебра эпохи барокко XVII — начала XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 41. Коллекция произведений французских серебряников XVII — начала XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 42. Коллекция французского ампирного серебра начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 43. Коллекция севрского фарфора Олимпийский сервиз и часы работы Давида Рентгена в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля