Зал 5. Витрина 36.
В собрании Оружейной палаты имеется несколько ранних произведений работы западноевропейских мастеров. Они выделены в отдельной витрине. Среди них пиксида — коробочка для причастных облаток, ларец-реликварий в виде домика с двускатной крышей и прямоугольная пластина с «Распятием», работы лиможских мастеров ХIII века, которые прославили свой город производством выемчатых эмалей. Предметы выполнены из меди и украшены синей, темно-голубой и темно-зеленой эмалью. Расцвет лиможских эмалей приходится на XII-XIII века, а в XIV веке слава мастеров-эмальеров переходит к итальянским умельцам, которые начинают украшать предметы прозрачной эмалью.
![]() Ларец-реликварий и пиксида. Франция, Лимож, XIII век. Медь, выемчатая эмаль. |
![]() Рукомойный гарнитур — кувшин и блюдо. Италия, Венеция, начало XVI века. Медь, эмаль, золочение. |
Серебряный золоченый потир 1330 года имеет гладкую коническую чашу и граненую ножку, на которой — латинская надпись черной эмалью: «Андреа Ардити из Флоренции меня сделал». Рукомойный гарнитур — кувшин и блюдо — исполнен венецианскими мастерами в начале XVI века. Предметы сплошь покрыты синей, зеленой и белой эмалью, по которой сделана роспись эмалевыми красками с золотом.
Наряден серебряный золоченый потир конца XV — начала XVI века, выполненный в стиле готической архитектуры — со шпилями, стрельчатыми арочками и узорчатыми решетками.
![]() Кубок-петух царя Ивана III. Германия, конец XV века. Серебро, чеканка, литьё, резьба. |
![]() Чаша-потир. Западная Европа, конец XV — начало XVI века. Серебро, золочение, литьё, резьба. |
Великому князю московскому Ивану III принадлежали два кубка для вина: немецкий кубок-петух XV века и венгерский кубок короля Матиаша I. Вероятно, тулово кубка-петуха было изготовлено когда-то из скорлупы страусового яйца, но впоследствии его заменили серебряной чашей. Оба кубка попали в Россию как подарки.