Зал 5. Витрина 35.
Ведущим центром серебряного дела в Германии до конца XVII века был Нюрнберг. Он уже в XIII веке получил право имперского города, имел великолепно развитую торговлю и к концу XV века насчитывал сто тысяч жителей. В городе было хорошо развито прикладное искусство, особенно ювелирное дело. Коллекция нюрнбергского серебра в Оружейной палате насчитывает двести шестьдесят пять предметов и представляет работу ста двадцати мастеров. Златокузнецы Нюрнберга выполняли серебряные изделия церковного и светского назначения, но славились они главным образом своими кубками.
Коллекция кубков работы нюрнбергских мастеров, представленная в Оружейной палате, очень разнообразна, так как охватывает период с XV no XVII столетие. Мастера-серебряники часто выполняли свои кубки по гравюрам и рисункам известных художников: Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Петера Флетнсра. Выдающийся немецкий художник и гравер Альбрехт Дюрер прошел в юности хорошую школу у своего отца — ювелира. На его эскизах и гравюрах с исключительной точностью выписаны кубки, бокалы, разнообразные орнаменты. Гравюры Дюрера были известны многим серебряникам Германии. Благодаря его рисункам и гравюрам появились кубки в виде яблока, груши, тыквы; ножки сосудов приобрели форму ствола дерева, обвитого лозой.
Самым ранним кубком дюреровского типа, представленным в коллекции, является небольшой серебряный кубок грушевидной формы, подаренный Борисом Годуновым патриарху Иову. Кубок сделан неизвестным немецким мастером в конце XV — начале XVI века в стиле поздней готики. Поверхность кубка чеканена выпуклостями с заостренными вверху и внизу концами.
Расцвету прикладного искусства в Германии способствовала близость ее к Италии. Немецкие ювелиры быстро восприняли новые формы итальянского Возрождения. Их интересовал реальный мир, изображения животных, растений. Характерными чертами нового стиля являлись пропорциональность, горизонтальные членения, ясность формы. Орнаментация этого стиля была чрезвычайно разнообразной. Мастера украшали предметы масками, вазами, факелами, путти, но преобладал так называемый ремешковый орнамент — «рольверк» (ремешковое плетение).
Великолепным образцом кубка в стиле Ренессанса может служить представленный в витрине двойной серебряный кубок XVI века, отличающийся строгой пропорциональностью формы, четкостью всей композиции. Каждая часть кубка ясно выделена и оформлена чеканными изображениями сцен из мифологии; ножку украшает эмалевый растительный узор с птицами, а основание — медальоны с остатками живописи под стеклом.
Двойные кубки получили широкое распространение в XVI веке. Первоначально верхняя часть кубка была меньше нижней и предназначалась для пробы вина кравчим (человек, который подавал и разливал напитки) перед подачей на княжеский или царский стол. Постепенно эти части стали соразмерными и получили уже другое назначение. Употребление такого кубка подчеркивало дружеские отношения между пирующими. Двойной кубок являлся и свадебным подарком, символизирующим неразрывность брачного союза.
Большой известностью пользовались изделия семьи Ямнитцеров. Глава семьи Венцель Ямнитцер был ювелиром, серебряником, гравером, ученым. Его искусству подражали многие мастера Германии. Венцель Ямнитцер создал кубок в виде цветка колокольчика. Этот кубок стал своеобразным эталоном мастерства: каждый, кто сдавал экзамен на звание мастера, должен был сделать кубок-колокольчик. Только тогда искусство соискателя получало признание.
В Оружейной палате хранится всего одна вещь из мастерской Венцеля Ямнитцера — небольшой стаканчик, венец которого украшает тонкий орнамент ремешкового плетения (он помещен в торце витрины, слева). Венцелю Ямнитцеру принадлежит заслуга в создании основных типов нюрнбергских кубков, в украшении их крышек литыми фигурками римских воинов и аллегорий добродетели.
Мастер имел многочисленных учеников и последователей, чьи работы представлены в этой витрине. Но лучшим учеником Ямнитцера был его внук Кристоф. Его работы были известны всей Европе. В коллекции Оружейной палаты имеется одно из великолепных изделий, выполненных Кристофом Ямнитцером, отличающееся высокой техникой исполнения. Это золоченый кубок в виде орла, украшенный чеканным орнаментом, имитирующим оперение. Мастер сделал его в 1595 году для подарка королю Дании Кристиану IV.
В середине XVI века растет спрос на серебряные изделия, расширяется круг их покупателей и заказчиков. Серебряные кубки для вина, кружки для пива украшают застолье не только знати, но и среднего сословия. Появляются так называемые «потешные» кубки для развлечения и увеселения гостей: кубки — «непролейки», кубки — кораблики с парусами, из которых пили за здоровье уходящих в море. Образцы их выставлены в этой витрине.
Здесь же экспонируются кубки, выполненные нюрнбергскими мастерами в стиле ренессанса и неогитики, которые чеканены различной величины выпуклостями и в зависимости от этого называются «виноградными», «яблочными», «ананасными». Крышки их украшают серебряные букеты цветов, ножки сделаны в виде стволов деревьев, литых фигурок амуров или небольших ваз с дужками.
В середине XVII века форма кубка несколько меняется. В основном это высокие стройные кубки с глубокими чашами, суженными в средней части и расчеканенными крупными выпуклостями. Ножки кубков выполняются в виде граненых балясин. Распространенным орнаментом является кнорпельверк — хряшевидный орнамент.