![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Изделия московских мастеров второй половины XVII века![]() Зал 2. Витрина 14. ![]() Укрепление централизованной власти после разгрома польско-литовских и шведских войск в начале XVII века, успехи внешней политики, воссоединение Украины с Россией - все это благоприятно сказывалось на дальнейшем развитии искусства. Ведущие черты художественного стиля этого времени - жизнерадостность, нарядность, красочность. Вещи украшаются зелеными изумрудами, синими сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, яркой эмалью, которая по блеску и насыщенности красок соперничает с драгоценными камнями. ![]() Примером может служить эмаль на выставленной здесь золотой братине. Придав чаше форму полураспустившегося цветка, мастер с большим вкусом подобрал краски эмалей, по своей гамме напоминающие цветущий весенний луг. По венцу чаши черной эмалью сделана надпись, из которой следует, что чаша подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году. На чаше есть еще одна дарственная надпись, которая рассказывает о том, что чаша была пожалована в 1686 году «за службу» князю В.В.Голицыну по случаю заключения вечного мира с Польшей. Однако князь спустя три года оказался в опале, его имущество было конфисковано и передано в царскую казну, в том числе и золотая эмалевая чаша. ![]()
![]() ![]() На всех предметах этого времени литье и чеканка прекрасно сочетаются с эмалью. Если в XVI веке вещь создавал один мастер, выполняя все виды работы, то в XVII веке мастера Золотой и Серебряной палат делились по узким специальностям. Так, золотой оклад на Евангелие 1678 года, который вы видите в витрине, делали мастера Михаил Васильев, Дмитрий Терентьев и эмальер Фробос. Оклад был выполнен по заказу царя Федора Алексеевича для кремлевской придворной церкви Спаса Нерукотворного. ![]() Это Евангелие интересно для нас не только праздничным оформлением. Если открыть его, то можно увидеть 1200 цветных миниатюр, выполненных семью русскими художниками под руководством известного московского изографа Федора Зубова. ![]() ![]() ![]() К концу XVII века намечается тенденция к созданию более скромных вещей. В экспозиции представлено Евангелие 1681 года, сделанное по заказу царя Федора Алексеевича (другая сторона витрины). Единственным украшением гладкой золоченой доски оклада являются пять эмалевых дробниц (небольшие металлические накладки), обрамленных плоскими рубинами. Изысканная строгость свидетельствует о хорошем вкусе ювелира, однако она не получила признания у мастеров XVII века. Вещи, относящиеся к этому периоду, отличаются пышностью и богатством. ![]() На другой стороне витрины представлены работы серебряников Москвы. По сравнению с яркими красочными эмалями по золоту, изготовленными мастерами Кремля во второй половине XVII века, предметы, собранные в этой части витрины, выглядят намного скромнее. ![]() ![]() ![]() Особая роль в изделиях московских мастеров XVII века отводилась белой эмали, которая хорошо оттеняла голубые, зеленые и черные тона, а иногда была основным цветом. Часто ювелиры заполняли эмалью сканые колечки; так возникали горошины, напоминающие жемчуг или бусины. Эмалевый жемчужник был широко распространенным и любимым украшением в изделиях русских мастеров того времени. ![]() Изяществом эмалевого узора отличается костяная братина, выполненная в 1662 году мастерами Серебряной палаты братьями Василием и Федором Ивановыми. Серебряная оправа братины украшена эмалевыми вьющимися стеблями, белыми и голубыми горошинами. Блеск эмали контрастирует с матовой поверхностью кости, придавая особенную выразительность предмету. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |