Изделия московских мастеров второй половины XVII века

Зал 2. Витрина 14.

Укрепление централизованной власти после разгрома польско-литовских и шведских войск в начале XVII века, успехи внешней политики, воссоединение Украины с Россией — все это благоприятно сказывалось на дальнейшем развитии искусства. Ведущие черты художественного стиля этого времени — жизнерадостность, нарядность, красочность. Вещи украшаются зелеными изумрудами, синими сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, яркой эмалью, которая по блеску и насыщенности красок соперничает с драгоценными камнями.

Примером может служить эмаль на выставленной здесь золотой братине. Придав чаше форму полураспустившегося цветка, мастер с большим вкусом подобрал краски эмалей, по своей гамме напоминающие цветущий весенний луг. По венцу чаши черной эмалью сделана надпись, из которой следует, что чаша подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году. На чаше есть еще одна дарственная надпись, которая рассказывает о том, что чаша была пожалована в 1686 году «за службу» князю В.В.Голицыну по случаю заключения вечного мира с Польшей. Однако князь спустя три года оказался в опале, его имущество было конфисковано и передано в царскую казну, в том числе и золотая эмалевая чаша.

Чаша-братина Алексея Михайловича

Чаша-братина Алексея Михайловича.

Мастерские Московского Кремля, 1653 год.

Золото, драгоценные камни, эмаль.

Тарелка Алексея Михайловича

Тарелка Алексея Михайловича.

Мастерские Московского Кремля, 1675 год.

Золото, эмаль.

К числу шедевров эмальерного искусства XVII века относится массивный золотой потир, вклад боярыни А.И.Морозовой в Чудов монастырь Московского Кремля в 1664 году. Чаша потира украшена ярким растительным эмалевым орнаментом, обрамляющим овальные медальоны с изображением Деисуса, а также изумрудами, сапфирами, рубинами и алмазами в золотых гнездах. Стоян и поддон потира перевиты жгутиком белой и голубой эмали.

На всех предметах этого времени литье и чеканка прекрасно сочетаются с эмалью. Если в XVI веке вещь создавал один мастер, выполняя все виды работы, то в XVII веке мастера Золотой и Серебряной палат делились по узким специальностям. Так, золотой оклад на Евангелие 1678 года, который вы видите в витрине, делали мастера Михаил Васильев, Дмитрий Терентьев и эмальер Фробос. Оклад был выполнен по заказу царя Федора Алексеевича для кремлевской придворной церкви Спаса Нерукотворного.

Это Евангелие интересно для нас не только праздничным оформлением. Если открыть его, то можно увидеть 1200 цветных миниатюр, выполненных семью русскими художниками под руководством известного московского изографа Федора Зубова.

Чаша-потир боярыни Морозовой

Чаша-потир боярыни Морозовой.

Мастерские Московского Кремля, 1664 год.

Золото, драгоценные камни, эмаль.

Евангелие царя Федора Алексеевича

Евангелие царя Федора Алексеевича.

Мастерские Московского Кремля, 1678 год.

Золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль.

Оклад иконы Богоматерь Владимирская

Оклад иконы «Богоматерь Владимирская».

Москва, 1657 год.

Золото, драгоценные камни, чеканка.

Стремление ювелиров второй половины XVII века к повышенной декоративности, пышности и нарядности иногда приводило к перегруженности изделий драгоценными камнями, жемчугом и эмалями. В 1657 году золотых дел мастер Петр Иванов по указу патриарха Никона выполнил золотой оклад на икону Владимирской Богоматери, экспонируемый в этой витрине. Золото, жемчуг и драгоценные камни, выложенные как мозаика, сплошь покрывают живопись. Обратите внимание на два огромных изумруда, вес каждого камня 100 карат (20 г). В природе такие изумруды встречаются довольно редко. В этот период самоцветы во множестве закупали в Индии и Китае, иногда в Западной Европе. Жемчуг и перламутр добывали в отечественных реках.

К концу XVII века намечается тенденция к созданию более скромных вещей. В экспозиции представлено Евангелие 1681 года, сделанное по заказу царя Федора Алексеевича (другая сторона витрины). Единственным украшением гладкой золоченой доски оклада являются пять эмалевых дробниц (небольшие металлические накладки), обрамленных плоскими рубинами. Изысканная строгость свидетельствует о хорошем вкусе ювелира, однако она не получила признания у мастеров XVII века. Вещи, относящиеся к этому периоду, отличаются пышностью и богатством.

На другой стороне витрины представлены работы серебряников Москвы. По сравнению с яркими красочными эмалями по золоту, изготовленными мастерами Кремля во второй половине XVII века, предметы, собранные в этой части витрины, выглядят намного скромнее.

Костяная чаша-братина

Костяная чаша-братина.

Москва, 1662 год. Мастера В.Иванов и Ф.Иванов.

Кость, серебро, драгоценные камни, чеканка, скань, золочение, эмаль.

Евангелие

Евангелие.

Москва, 1681 год.

Золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль.

Эти изделия также выполнены мастерами Москвы и тоже относятся ко второй половине XVII века. Однако, как вы видите, эмаль нанесена не на золото, а заполняет серебряный сканый орнамент. Отсюда и сдержанные тона красок: белые, зеленые, голубые. Появление этих вещей объясняется прежде всего ростом спроса городского населения на художественно оформленные предметы быта. Московские ремесленники из Серебряного ряда заполняют рынки города разнообразной посудой: чарками, стаканами, ложками, всевозможными «белильницами» и «суремницами» (для подведения бровей), коробочками для румян, окладами для икон и отдельными их частями — венчиками и цатами. Широко были распространены серебряные кольца и серьги с малоценными камешками, цветными стеклами, расцвеченные эмалью кресты, которые носили на широких и плоских цепях. Все эти предметы, сделанные большей частью из низкопробного серебра, входили в приданое не только имущих слоев городского населения, но и крестьянства. Излюбленным украшением мастеров была эмаль неярких тонов по серебряному сканому орнаменту. Этот вид техники начиная с XVI века получил широкое распространение во всех художественных центрах Русского государства.

Особая роль в изделиях московских мастеров XVII века отводилась белой эмали, которая хорошо оттеняла голубые, зеленые и черные тона, а иногда была основным цветом. Часто ювелиры заполняли эмалью сканые колечки; так возникали горошины, напоминающие жемчуг или бусины. Эмалевый жемчужник был широко распространенным и любимым украшением в изделиях русских мастеров того времени.

Изяществом эмалевого узора отличается костяная братина, выполненная в 1662 году мастерами Серебряной палаты братьями Василием и Федором Ивановыми. Серебряная оправа братины украшена эмалевыми вьющимися стеблями, белыми и голубыми горошинами. Блеск эмали контрастирует с матовой поверхностью кости, придавая особенную выразительность предмету.

loc-014 Зал 2. Русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 9. Коллекция ювелирного искусства Москвы первой половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 10. Коллекция русской посуды XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 11. Коллекция предметов в технике чернь и резьба второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 12. Коллекция русских расписных эмалей сольвычегорских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 13. Коллекция предметов серебряного дела городов Поволжья XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 14. Коллекция изделий московских мастеров второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 15. Коллекция ювелирных изделий первой половины XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 16. Коллекция золотых и серебряных изделий 40-60 годов XVIII века мастеров Москвы и Петербурга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 17. Коллекция золотых и серебряных изделий производства местных мастеров XVII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 18. Коллекция золотых и серебряных изделий конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 19. Коллекция золотых и серебряных изделий в технике литьё конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция нагрудных знаков высшего духовенства панагий XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция ювелирных изделий фирмы Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 21. Коллекция золотых и серебряных изделий середины XIX — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля