Чернь и резьба второй половины XVII века

Зал 2. Витрина 11.

Во второй половине XVII века русские мастера усовершенствовали технику не только эмали, но и резьбы и черни. Мастера по черни начала XVII века в основном продолжают и развивают приемы и орнаментацию предыдущего столетия.

Приехавшие в середине XVII века в Москву из Константинополя греческие ювелиры сильно повлияли на дальнейшее развитие черневого дела в России. В 1662 году греки Константин Мануйлов и Филипп Павлов обращаются к русскому царю с просьбой разрешить им пожить в Москве год или два, открыть дело и показать москвичам свое искусство обработки золота чернью. А если работы их придутся по сердцу государю, они готовы будут взять учеников и обучить их тонкостям черневого дела. Константинопольские мастера получили разрешение, работы их понравились московской знати. Правда, об их педагогической деятельности нам ничего не известно.

Более подробные сведения сохранились о других константинопольских ювелирах — Иване Юрьеве и Леонтии Константинове, проживших в Москве более трех лет, с 1664 по 1667 год. Они действительно обучили черневому искусству нескольких московских мастеров.

Тарелка боярина Хитрово

Тарелка боярина Хитрово.

Москва, 1667-1676 годы.

Серебро, чернь, резьба, золочение.

Чернёная тарелка

Чернёная тарелка.

Мастерские Московского Кремля, 1685 год.

Серебро, чернь, резьба, золочение.

Во второй половине XVII века характер черненых украшений меняется. Мягкий черневой орнамент становится фоном, на нем выделяется крупный золоченый рисунок трав, цветов на длинных стеблях, гирлянд из плодов, турецких гвоздик и опахал. Влияние Востока особенно чувствуется в орнаменте плоской круглой тарелки князя В.В.Голицына, висящей в этой витрине.

Оригинальна по форме и украшению серебряная тарелка, принадлежавшая начальнику Оружейного приказа, боярину Богдану Матвеевичу Хитрово. По широкому бортику тарелки идут резные волнистые золоченые и черневые полосы с орнаментом из цветов и листьев, в центре вы видите изображение фамильного герба Хитрово — рука держит меч, перекрещенный двумя саблями.

Ставец царевны Софьи Алексеевны

Ставец царевны Софьи Алексеевны.

Мастерские Московского Кремля, 1685 год.

Серебро, чернь, резьба, золочение.

Ставец царя Петра I

Ставец царя Петра I.

Москва, конец XVII века.

Серебро, чернь, резьба, золочение.

Растительный орнамент конца XVII века более реалистичен, чем в XVI веке. Это хорошо видно на изящном серебряном ставце 1685 года (сосуд, иногда футляр для ножей, вилок и ложек) с островерхой крышкой работы русских ювелиров Михаила Михайлова и Андрея Павлова, а также украшенном чернью серебряном ставчике Петра I.

Стакан в технике чернь и резьба

Стакан в технике чернь и резьба.

Мастерские Московского Кремля, конец XVII века.

Мастер В.Андреев. Серебро, чернь, резьба, золочение.

Евангелие Алексея Михайловича

Евангелие Алексея Михайловича.

Москва, 1668 год. Золото, серебро,

драгоценные камни, чернь, резьба, чеканка.

Техника резьбы по металлу до последней трети XVII века была плоскостной и линейной, изображения трав, людей и животных давались контурно, без теней. В конце XVII века появляются сложные сюжеты, заимствованные из книжных иллюстраций и гравюр. Высокого мастерства в резьбе по металлу достиг гравер Василий Андреев, работавший в Москве при Патриаршем дворе. В его композициях чувствуется объемность, перспектива, динамика. Василий Андреев украшал стопы, кружки, другую утварь свободной и легкой резьбой, умело чередуя серебряный и золоченый рисунок. Различные сюжеты мастер брал из Библии. Он пользовался рисунками Симона Ушакова — одного из выдающихся русских художников конца XVII века, творчество которого стало переходом от средневековой иконописи к светской реалистической живописи. К лучшим работам Василия Андреева относится высокий серебряный стакан с резными многофигурными композициями.

Ваше внимание, несомненно, привлечет украшенный аметистами и рубинами золотой оклад Евангелия. Особая выковка металла придала его золоченой поверхности необычный матовый оттенок. Евангелие является вкладом царя Алексея Михайловича и его семьи в Чудов монастырь.

loc-011 Зал 2. Русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 9. Коллекция ювелирного искусства Москвы первой половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 10. Коллекция русской посуды XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 11. Коллекция предметов в технике чернь и резьба второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 12. Коллекция русских расписных эмалей сольвычегорских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 13. Коллекция предметов серебряного дела городов Поволжья XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 14. Коллекция изделий московских мастеров второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 15. Коллекция ювелирных изделий первой половины XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 16. Коллекция золотых и серебряных изделий 40-60 годов XVIII века мастеров Москвы и Петербурга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 17. Коллекция золотых и серебряных изделий производства местных мастеров XVII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 18. Коллекция золотых и серебряных изделий конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 19. Коллекция золотых и серебряных изделий в технике литьё конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция нагрудных знаков высшего духовенства панагий XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция ювелирных изделий фирмы Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 21. Коллекция золотых и серебряных изделий середины XIX — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля