Панагии XVIII-XIX веков

Зал 2. Витрина 20.

В самостоятельную коллекцию выделены нагрудные знаки высшего духовенства — панагии — небольшие иконы, которые носили на цепочке поверх одежды. Панагии известны с глубокой древности. В XV-XVI веках они состояли из двух половинок, соединенных шарниром. На створчатых панагиях изображали внутри — «Знамение» и «Троицу», а снаружи -«Распятие» или «Вознесение»; такие панагии носили название путных.

С конца XVI века появляется новый тип нарядной панагии в виде небольшой иконы, богато украшенной эмалью, жемчугом и драгоценными камнями.

Панагия с цепью

Панагия с цепью.

Россия, 1787-1792 годы.

Золото, серебро, бриллианты, жемчуг,

чеканка, резьба, эмаль, золочение.

Панагия Спас Нерукотворный

Панагия «Спас Нерукотворный».

Россия, середина XVIII века.

Золото, серебро, бриллианты, рубины,

литьё, эмаль, золочение.

Оборотная сторона панагии

Оборотная сторона панагии.

Россия, середина XVIII века.

Золото, серебро, бриллианты, рубины,

литьё, эмаль, золочение.

В XVIII веке панагии приобретают характер светских украшений. Первое место на них занимают драгоценные камни и оправа. Коллекция панагий позволяет проследить не только этапы развития русского ювелирного искусства двух столетий, но и меняющуюся моду на драгоценные камни. XVIII век любил яркие, сочные драгоценные камни: изумруды, сапфиры, рубины. В XIX веке преобладают драгоценные камни нежных и светлых тонов, строгим формам классицизма соответствовали сверкающие, хорошо ограненные алмазы-бриллианты.

В это время получили распространение «жалованные» панагии, на оборотной стороне которых помещались миниатюрные царские портреты на эмали.

Усыпанная бриллиантами ромбовидная панагия с короной и изображением «Спаса Нерукотворного» имеет на оборотной стороне портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Привлекают внимание две панагии, исполненные известным придворным ювелиром Иеремией Позье. Они были пожалованы Екатериной II новгородскому митрополиту Дмитрию в 1764 году. В 1775 году Екатерина II преподнесла московскому митрополиту Платону панагию с бриллиантами и красными турмалинами. А годом позже, в 1776 году, Григорий Потемкин дарит митрополиту Платону панагию, где золото прекрасно сочетается с блестящими золотистыми топазами.

loc-020 Зал 2. Русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 9. Коллекция ювелирного искусства Москвы первой половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 10. Коллекция русской посуды XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 11. Коллекция предметов в технике чернь и резьба второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 12. Коллекция русских расписных эмалей сольвычегорских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 13. Коллекция предметов серебряного дела городов Поволжья XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 14. Коллекция изделий московских мастеров второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 15. Коллекция ювелирных изделий первой половины XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 16. Коллекция золотых и серебряных изделий 40-60 годов XVIII века мастеров Москвы и Петербурга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 17. Коллекция золотых и серебряных изделий производства местных мастеров XVII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 18. Коллекция золотых и серебряных изделий конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 19. Коллекция золотых и серебряных изделий в технике литьё конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция нагрудных знаков высшего духовенства панагий XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция ювелирных изделий фирмы Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 21. Коллекция золотых и серебряных изделий середины XIX — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля