Серебряное дело городов Поволжья XVII века

Зал 2. Витрина 13.

Здесь собраны изделия XVII века художественных центров Поволжья. Поволжье — край лесов. Любимым занятием народных умельцев издавна была резьба по дереву. Это искусство передавалось из поколения в поколение. Орнаментальные мотивы резьбы по дереву нашли отражение в узорах мастеров серебряного дела.

Наиболее значительным центром Поволжья был Ярославль. Город занимал исключительно выгодное в торговом отношении место. Английские, голландские и немецкие купцы охотно открывали там свои конторы. Все это способствовало широкому развитию в городе художественных ремесел: резьбы по дереву, набивки тканей, изготовления изразцов, кузнечного и серебряного дела.

Ярославские мастера в совершенстве владели такой сложной техникой обработки металла, как чеканка высокого рельефа. Крупные цветы, изогнутые стебли, плоды и листья, изображения животных и человека сплетаются в единый узор, покрывающий весь предмет. Во всем этом угадываются традиции деревянной резьбы.

Чаша-потир из Ярославля

Чаша-потир из Ярославля.

Россия, Ярославль, 1697 год.

Серебро, чеканка, резьба, золочение.

Чеканое кадило из Костромы

Чеканое кадило из Костромы.

Россия, Кострома, XVII век. Серебро, сердолик,

литьё, чеканка, резьба, золочение.

Типичными образцами ярославской чеканки служат серебряное кадило и ладанница из церкви Николы Мокрого, которые выставлены в витрине. Мастера умело сочетают две совершенно различные техники: рельефную высокую чеканку и легкую контурную резьбу. Так же выполнен и дискос 1697 года (блюдо с поддоном для просфоры).

Своеобразный силуэт имеют представленные здесь ярославские потиры 1697 года. Небольшая чаша укреплена на высоком стояне. Цветочный орнамент, нанесенный на стоян, подчеркивает пирамидальность его формы.

Ярославских серебряников как искусных мастеров приглашали для работ в мастерские Московского Кремля и Троице-Сергиева монастыря. В XVII веке, например, над иконостасом Успенского собора в Кремле работали Михаил Григорьев Ярославец, Семен Васильев Ярославец и Сергей Ярославец.

Другим художественным центром Поволжья была Кострома. В костромских серебряных изделиях много общего с местной декоративной резьбой по дереву. Их украшает низкая чеканка и плоский густой растительный орнамент. Иногда чеканный узор заменяется плоским тщательно проработанным литьем.

Из Богоявленского монастыря Костромы происходят два серебряных кадила — 1641 и 1676 годов. Они имеют интересную и необычную форму. Верхние части кадил вытянуты в виде высоких шатровых покрытий с ажурным литым растительным орнаментом плетения. Чередование золоченых и серебряных частей кадил придает им изящество и легкость.

Среди произведений нижегородских мастеров XVII века выделяется серебряный потир 1685 года. Массивную серебряную чашу украшают пышный чеканный орнамент и символы евангелистов. Потир — вклад архимандрита Сергия в Макарьевский Желтоводский Троицкий монастырь в Нижегородской губернии.

loc-013 Зал 2. Русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 9. Коллекция ювелирного искусства Москвы первой половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 10. Коллекция русской посуды XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 11. Коллекция предметов в технике чернь и резьба второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 12. Коллекция русских расписных эмалей сольвычегорских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 13. Коллекция предметов серебряного дела городов Поволжья XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 14. Коллекция изделий московских мастеров второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 15. Коллекция ювелирных изделий первой половины XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 16. Коллекция золотых и серебряных изделий 40-60 годов XVIII века мастеров Москвы и Петербурга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 17. Коллекция золотых и серебряных изделий производства местных мастеров XVII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 18. Коллекция золотых и серебряных изделий конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 19. Коллекция золотых и серебряных изделий в технике литьё конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция нагрудных знаков высшего духовенства панагий XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция ювелирных изделий фирмы Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 21. Коллекция золотых и серебряных изделий середины XIX — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля