Золотые и серебряные изделия производства местных мастеров XVII-XIX веков

Зал 2. Витрина 17.

В этой витрине выставлены работы мастеров Великого Устюга и Тобольска. Великий Устюг был самым крупным городом на торговом пути из Архангельска в Москву, а также из Новгорода и Москвы в Сибирь. О городе шла слава, что «без устюжан в Сибири никакому делу не бывать». В начале XVIII века торговое, промышленное и культурное первенство на Севере России переходит от Сольвычегодска к Великому Устюгу. Наиболее высокого развития в этом городе достигает техника черневого дела. Великоустюжская чернь отличается необыкновенно темным цветом с четко выраженным рисунком на золоченом фоне.

Лучшие работы великоустюжских ювелиров — произведения глубоко национальные. В них отчетливо проявилась творческая манера народных мастеров. Заимствуя тематику из книг или гравюр, они вносили в трактовку изображаемых ими персонажей элементы народного искусства.

Лучшим мастером черневого дела в Великом Устюге был М.Климшин, которого даже вызывали в Москву для «поднятия» этого искусства. Большой известностью пользовался и другой мастер — А.Мошнин, использовавший в своих работах гравюры и книжные иллюстрации. Он первый выполнил виды Великого Устюга в технике черни. В витрине выставлена изготовленная им табакерка в виде книжки; на верхней крышке изображен человек, сидящий перед раскрытой книгой, на нижней — бытовая сценка: два человека, одетых по-европейски, предлагают мужчине в русском костюме понюхать табак.

Табакерка фабрики купцов Поповых

Табакерка фабрики купцов Поповых.

Россия, Великий Устюг, XVIII век. Мастер А.Мошнин.

Серебро, резьба, чернь.

Табакерка фабрики купцов Поповых

Табакерка фабрики купцов Поповых.

Россия, Великий Устюг, 1796 год. Мастер И.Жилин.

Серебро, резьба, чернь.

В конце XVIII века любимой темой великоустюжских серебряников становится изображение родного края, городов и их планов. Интересна в этом отношении табакерка работы И.Жилина с планом Петербурга и памятником Петру I. Мастер И.Жилин был родоначальником целой плеяды талантливых русских серебряников; известны работы нескольких поколений этой фамилии.

Черневые изделия Великого Устюга XVIII века отличаются разнообразной формой предметов, изяществом тонкой черневой гравюры. Мастера применили ряд новых технических приемов: опущенный камфаренный фон, который дополнялся резными или чеканными золочеными или серебряными деталями. Все это выделяло ювелирные изделия Великого Устюга XVIII века не только в России, но и среди черновых изделий Европы.

Расцвет ювелирного искусства Великого Устюга наступает во второй половине XVIII века.

С 60-х годов получила широкое распространение своеобразная техника цветной и белой эмали с серебряными и золочеными накладками.

В 1761 году в Великом Устюге была открыта фабрика Афанасия и Степана Поповых, просуществовавшая до 1776 года. Изделия этой фабрики — коробочки, табакерки, флакончики для духов — украшали обычно черновыми рисунками, изображающими галантные сцены, пасторали, рыцарские сражения, пейзажи с фигурами людей. Фабрика специализировалась на черни, но выпускала и предметы, покрытые преимущественно белой или синей эмалью с серебряным штампованным орнаментом.

Эмалевый поднос с двуглавым орлом

Эмалевый поднос с двуглавым орлом.

Россия, Великий Устюг, XVIII век.

Медь, эмаль.

Чайный сервиз тобольского губернатора Д.И.Чичерина

Чайный сервиз тобольского губернатора Д.И.Чичерина.

Россия, Тобольск, 1774-1775 годы.

Серебро, резьба, чеканка, чернь, литьё, золочение.

В указе по поводу открытия фабрики говорилось: «По челобитью города Устюга Великого купцов Афанасия да Степана Поповых велено… оным Поповым в том городе, в домах их финифтяную фабрику завести и производство дозволить… финифтяные на меды с наводною серебром и золотом травами… всякие курьезные вещи… делать самым искусным мастерством».

Работы художников Великого Устюга оказали огромное влияние на художественные центры Севера: Вологду, Вятку, Архангельск. Искусство великоустюжских мастеров по черни было занесено и в города Сибири. Развитию художественных ремесел в Сибири благоприятствовало наличие поделочных материалов, здесь можно было купить бухарское и китайское золото, драгоценные камни.

Расцвет черневого дела сибирского города Тобольска падает на 70-е годы XVIII века — кратковременная, но яркая вспышка. Мастера Тобольска на своих изделиях в основном повторяли сюжеты великоустюжских мастеров: сцены охоты, местные пейзажи, планы городов, карты и т.д. В экспозиции представлен чайный сервиз сибирскою губернатора Д.И.Чичерина. На сахарнице, молочниках, подсвечниках и щипцах изображены инициалы и герб губернатора, фигуры кавалеров и дам в костюмах XVIII века.

В XIX веке производство черневых изделий в Великом Устюге и Тобольске постепенно угасло, не выдержав конкуренции с крупными предприятиями Москвы и Петербурга.

loc-017 Зал 2. Русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 9. Коллекция ювелирного искусства Москвы первой половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 10. Коллекция русской посуды XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 11. Коллекция предметов в технике чернь и резьба второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 12. Коллекция русских расписных эмалей сольвычегорских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 13. Коллекция предметов серебряного дела городов Поволжья XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 14. Коллекция изделий московских мастеров второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 15. Коллекция ювелирных изделий первой половины XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 16. Коллекция золотых и серебряных изделий 40-60 годов XVIII века мастеров Москвы и Петербурга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 17. Коллекция золотых и серебряных изделий производства местных мастеров XVII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 18. Коллекция золотых и серебряных изделий конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 19. Коллекция золотых и серебряных изделий в технике литьё конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция нагрудных знаков высшего духовенства панагий XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция ювелирных изделий фирмы Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 21. Коллекция золотых и серебряных изделий середины XIX — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля