![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Ювелирные изделия первой половины XVIII века![]() Зал 2. Витрина 15. ![]() На рубеже XVII-XVIII столетий в жизни России произошли изменения, имевшие огромное историческое значение. Начало XVIII века в русской истории ознаменовано реформами Петра I. Царь переносит столицу государства из Москвы в Петербург. Так как огромные расходы на военные нужды и на строительство новой столицы требовали все больше и больше золота и серебра, Петр издает специальный указ, ограничивающий изготовление из этих металлов предметов быта, что повлекло за собой и сокращение производства ювелирных изделий. Многие московские мастера в 1711 году были переведены в Петербург для работы во вновь учрежденном Оружейном дворе, специализировавшемся на выпуске боевого оружия и различных машин. Часть мастеров по царскому указу была направлена в Воронеж и Архангельск для работы на судоверфях. ![]() И все же развитие ювелирного искусства продолжалось. Орнамент русских золотых и серебряных изделий, сохраняя национальные особенности, развивается тем же путем, что и орнаментация драгоценных изделий стран Западной Европы. ![]() Необычайную пышность серебряных изделий XVIII века дополняла живописная эмаль. Роспись эмалевыми красками по эмалевому фону была известна и в XVII столетии, но в XVIII она получает наиболее широкое распространение. ![]() ![]() ![]() Мировую известность получило творчество русских эмальеров - портретистов Андрея Овсова и Григория Мусикийского (начало XVIII века). Оба мастера работали в Оружейной палате, а позже были переведены в Петербург. Их произведения хранятся в музеях Москвы, Петербурга и в частных коллекциях за рубежом. ![]() В этой витрине в центре представлена золотая табакерка овальной формы. На крышке ее, украшенной гладкой прозрачной эмалью красно-коричневого тона, вы видите портрет Петра I, выполненный Андреем Овсовым. Мастер создал ряд прекрасных миниатюрных портретов, которые отличаются чистотой и яркостью красок, четкостью рисунка. ![]() Здесь же вы видите нагрудный знак 1707 г. и панагию 1720 г. с эмалевыми медальонами работы известного мастера портретной миниатюры Григория Мусикийского. Наиболее ранняя его работа - нагрудный знак с изображением Петра I. Миниатюра выполнена с портрета художника Кнеллера 1697 года. Молодой Петр изображен в доспехах и горностаевой мантии в традициях парадного портрета первой половины XVIII века. Эмалевая композиция панагии «Плач Богоматери» является подписным произведением Григория Мусикийского. ![]() ![]() ![]() Скань занимала видное место в ювелирном искусстве Древней Руси. Рисунок ее - всегда спокойный, плавный, ритмичный - был преимущественно растительного характера. В древности не встречаются памятники, где скань - единственный прием украшения. Она, как правило, сочетается с пластическими формами, с чеканными и литыми рельефами, для которых она служила фоном. Скань вводится в обрамление памятников мелкой пластики, небольших костяных, деревянных или каменных образков, крестов, панагий. В XVIII веке встречаются вещи, целиком сделанные из ажурного сканого орнамента. ![]() Впечатление плоскостности сканого орнамента русские мастера умели разбить тем, что предметы имели вкладыши из позолоченного серебра, цветного стекла или металла, покрытого цветной эмалью. В подобной технике выполнена изящная суповая чаша на блюде петербургской работы 1737 года. Здесь серебряная сканая сорочка надета на гладкие серебряные с позолотой чашу и блюдо. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |