Ювелирное искусство Москвы первой половины XVII века

Зал 2. Витрина 9.

Польско-литовская интервенция в начале XVII века опустошила государственную казну. Возрождение государства началось после изгнания врагов в 1612 году.

В собрании Оружейной палаты представлена наиболее полная и разнообразная коллекция предметов работы русских мастеров начала XVII века. Все они были выполнены в мастерских Московского Кремля — Оружейной, Царицыной, Золотой и Серебряной, мастерских Конюшенного приказа. Мастера начала XVII века работали еще в традициях предшествующего столетия.

Золотое кадило, экспонируемое в левой части витрины, изготовлено в 1616 году мастерами Данилой Осиповым и Третьяком Пестриковым. По своей форме и расположению драгоценных камней оно напоминает кадило Ирины Годуновой, которое вы видели в витрине 5, но вместо тонкого черневого орнамента стенки его украшены чеканкой. По поддону славянской вязью сделана черневая надпись о вкладе царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь.

Евангелие Михаила Фёдоровича

Евангелие Михаила Фёдоровича.

Москва, 1632 год. Мастер Г.Овдокимов.

Золото, драгоценные камни,

чеканка, эмаль.

Кадило из Троице-Сергиевой Лавры

Кадило из Троице-Сергиевой Лавры.

Москва, 1616 год.

Мастера Серебряной палаты

Д.Осипов и Т.Пестиков

Золото, чеканка, чернь.

Евангелие Дмитрия Пожарского

Евангелие Дмитрия Пожарского.

Москва, 1613 год.

Серебро, драгоценные камни, жемчуг,

чеканка, чернь, золочение.

Золотой оклад на Евангелие 1631-1632 годов, выставленный здесь же, выполнен Гаврилой Овдокимовым. Этот же мастер, как вы помните, трудился над раками Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия. Гаврила Овдокимов проработал в Серебряной палате Московского Кремля более 40 лет. Он повторил композицию оклада на Евангелие 1571 года (6-я витрина), но здесь уже настойчиво заявляют о себе новые тенденции — стремление к узорочью и нарядности: драгоценные камни и эмали значительно ярче, кроме того, цветной эмалью залит не только сканый орнамент, но и архитектурные детали оклада. Евангелие предназначалось для вклада в Троице-Сергиев монастырь.

Оклад иконы Богоматерь Умиление

Оклад иконы «Богоматерь Умиление».

Москва, 1я треть XVII века.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, скань, эмаль.

Оклад иконы Троица

Оклад иконы «Троица».

Россия, конец XVI — начало XVII века.

Серебро, золочение, чеканка, резьба, чернь.

Яркой цветной эмалью украшены золотой оклад на икону «Богоматерь Умиление» первой трети XVII века и маленькая изящная братинка Евдокии Лукьяновны (жены царя Михаила Федоровича) с конусообразной крышечкой.

В стиле декоративно-прикладного искусства XVI века выполнен серебряный золоченый оклад рукописного Евангелия 1613 года, украшенный черневым орнаментом и крупными самоцветами с жемчугом. Евангелие принадлежало князю Дмитрию Ивановичу Пожарскому, драгоценный оклад был выполнен по его заказу.

В центре витрины — золотой оклад иконы «Троица» конца XVI — начала XVII века, вклад Дмитрия Ивановича Годунова (дяди Бориса Годунова) в Ипатьевский монастырь Костромы. Четкая проработка чеканного рисунка, камни в высоких кастах придают окладу торжественность и парадность.

loc-009 Зал 2. Русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 9. Коллекция ювелирного искусства Москвы первой половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 10. Коллекция русской посуды XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 11. Коллекция предметов в технике чернь и резьба второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 12. Коллекция русских расписных эмалей сольвычегорских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 13. Коллекция предметов серебряного дела городов Поволжья XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 14. Коллекция изделий московских мастеров второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 15. Коллекция ювелирных изделий первой половины XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 16. Коллекция золотых и серебряных изделий 40-60 годов XVIII века мастеров Москвы и Петербурга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 17. Коллекция золотых и серебряных изделий производства местных мастеров XVII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 18. Коллекция золотых и серебряных изделий конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 19. Коллекция золотых и серебряных изделий в технике литьё конца XVIII — начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция нагрудных знаков высшего духовенства панагий XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция ювелирных изделий фирмы Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 21. Коллекция золотых и серебряных изделий середины XIX — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля