Ювелирное искусство Москвы первой половины XVII века
Зал 2. Витрина 9.
Польско-литовская интервенция в начале XVII века опустошила государственную казну.
Возрождение государства началось после изгнания врагов в 1612 году.
В собрании Оружейной палаты
представлена наиболее полная и разнообразная коллекция
предметов работы русских мастеров начала XVII века. Все они были выполнены в мастерских
Московского Кремля - Оружейной, Царицыной, Золотой и Серебряной, мастерских Конюшенного
приказа. Мастера начала XVII века работали еще в традициях предшествующего столетия.
Золотое кадило, экспонируемое в левой части витрины, изготовлено в 1616 году мастерами
Данилой Осиповым и Третьяком Пестриковым. По своей форме и расположению драгоценных камней
оно напоминает кадило Ирины Годуновой, которое вы видели в витрине 5, но вместо тонкого
черневого орнамента стенки его украшены чеканкой. По поддону славянской вязью сделана
черневая надпись о вкладе царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь.
Евангелие Михаила Фёдоровича. Москва, 1632 год. Мастер Г.Овдокимов. Золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль.
Кадило из Троице-Сергиевой Лавры. Москва, 1616 год. Мастера Серебряной палаты Д.Осипов и Т.Пестиков Золото, чеканка, чернь.
Евангелие Дмитрия Пожарского. Москва, 1613 год. Серебро, драгоценные камни, жемчуг, чеканка, чернь, золочение.
Золотой оклад на Евангелие 1631-1632 годов, выставленный здесь же, выполнен Гаврилой
Овдокимовым. Этот же мастер, как вы помните, трудился над раками Кирилла Белозерского и
царевича Дмитрия. Гаврила Овдокимов проработал в Серебряной палате Московского Кремля более
40 лет. Он повторил композицию оклада на Евангелие 1571 года (6-я витрина), но здесь уже
настойчиво заявляют о себе новые тенденции - стремление к узорочью и нарядности:
драгоценные камни и эмали значительно ярче, кроме того, цветной эмалью залит не только
сканый орнамент, но и архитектурные детали оклада. Евангелие предназначалось для вклада
в Троице-Сергиев монастырь.
Оклад иконы "Богоматерь Умиление". Москва, 1я треть XVII века. Золото, драгоценные камни, жемчуг, скань, эмаль.
Оклад иконы "Троица". Россия, конец XVI - начало XVII века. Серебро, золочение, чеканка, резьба, чернь.
Яркой цветной эмалью украшены золотой оклад на икону «Богоматерь Умиление» первой трети
XVII века и маленькая изящная братинка Евдокии Лукьяновны (жены царя Михаила Федоровича) с
конусообразной крышечкой.
В стиле декоративно-прикладного искусства XVI века выполнен серебряный золоченый оклад
рукописного Евангелия 1613 года, украшенный черневым орнаментом и крупными самоцветами с
жемчугом. Евангелие принадлежало князю Дмитрию Ивановичу Пожарскому, драгоценный оклад был
выполнен по его заказу.
В центре витрины - золотой оклад иконы «Троица» конца XVI - начала XVII века, вклад Дмитрия
Ивановича Годунова (дяди Бориса Годунова) в Ипатьевский монастырь Костромы. Четкая проработка
чеканного рисунка, камни в высоких кастах придают окладу торжественность и парадность.