Зал 2. Витрина 12.
Для предметов этой витрины характерны необычайная яркость и живописность. Ларцы, чаши,
чарочки, коробочки для румян, вилки, ножи, предметы религиозного культа - форма их типична
для серебряных изделий XVII века, но главное здесь не форма, а эмалевое покрытие и подбор
красок. Ослепительно желтые подсолнухи, сине-голубые васильки, розово-лиловые с черными
прожилками тюльпаны, ромашки в сочетании с изумрудной зеленью, белоснежный фон - все это
яркое многоцветье создано руками знаменитых сольвычегорских мастеров.
Расписная чаша. Россия, Сольвычегорск, кон. XVII века. Серебро, эмаль.
Расписной ларец. Россия, Сольвычегорск, кон. XVII века. Серебро, эмаль.
Расписная чаша. Россия, Сольвычегорск, кон. XVII века. Серебро, эмаль.
Сольвычегорские серебряники первыми в конце XVII века начали применять роспись по эмали.
Этот технический прием заключался в том, что предмет заливали слоем однотонной эмали,
обжигали, а затем специальными красками с эфирными маслами наносили рисунок и снова
обжигали. Искусно покрывали эмалью без предварительной штриховки сферические предметы,
особым образом закрепляя рисунок скаными веревочками. Сольвычегорские эмальеры не
ограничивались цветочным орнаментом, который доминирует в их работе. В их изделиях мы
находим изображения зверей, птиц, сложные композиции на библейские темы, сюжеты западной
гравюры, иллюстрации из книг, сцены из народного быта. Интересны чаши с сюжетом из истории
библейского героя Самсона и аллегорическими сценками на тему пяти чувств: «вкушения»,
«обоняния», «слышания», «видения» и «осязания». Хотя изображения человеческого лица и
фигуры еще довольно примитивны, именно к ним восходит миниатюрный портрет на эмали - жанр,
получивший широкое распространение в XVIII веке.
Искусство сольвычегорских ювелиров оказало влияние на эмальерное дело других городов
России: Великого Устюга, Вятки, Ярославля и Москвы.