Русские расписные эмали сольвычегорских мастеров


Зал 2. Витрина 12.

Для предметов этой витрины характерны необычайная яркость и живописность. Ларцы, чаши, чарочки, коробочки для румян, вилки, ножи, предметы религиозного культа - форма их типична для серебряных изделий XVII века, но главное здесь не форма, а эмалевое покрытие и подбор красок. Ослепительно желтые подсолнухи, сине-голубые васильки, розово-лиловые с черными прожилками тюльпаны, ромашки в сочетании с изумрудной зеленью, белоснежный фон - все это яркое многоцветье создано руками знаменитых сольвычегорских мастеров.

Расписная чаша

Расписная чаша.
Россия, Сольвычегорск, кон. XVII века.
Серебро, эмаль.
Расписной ларец

Расписной ларец.
Россия, Сольвычегорск, кон. XVII века.
Серебро, эмаль.
Расписная чаша

Расписная чаша.
Россия, Сольвычегорск, кон. XVII века.
Серебро, эмаль.

Сольвычегорские серебряники первыми в конце XVII века начали применять роспись по эмали. Этот технический прием заключался в том, что предмет заливали слоем однотонной эмали, обжигали, а затем специальными красками с эфирными маслами наносили рисунок и снова обжигали. Искусно покрывали эмалью без предварительной штриховки сферические предметы, особым образом закрепляя рисунок скаными веревочками. Сольвычегорские эмальеры не ограничивались цветочным орнаментом, который доминирует в их работе. В их изделиях мы находим изображения зверей, птиц, сложные композиции на библейские темы, сюжеты западной гравюры, иллюстрации из книг, сцены из народного быта. Интересны чаши с сюжетом из истории библейского героя Самсона и аллегорическими сценками на тему пяти чувств: «вкушения», «обоняния», «слышания», «видения» и «осязания». Хотя изображения человеческого лица и фигуры еще довольно примитивны, именно к ним восходит миниатюрный портрет на эмали - жанр, получивший широкое распространение в XVIII веке.

Искусство сольвычегорских ювелиров оказало влияние на эмальерное дело других городов России: Великого Устюга, Вятки, Ярославля и Москвы.


Расскажи друзьям :




Зал 2. Русские золотые и серебряные изделия XVII - начала XX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 9. Коллекция ювелирного искусства Москвы первой половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 10. Коллекция русской посуды XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 11. Коллекция предметов в технике чернь и резьба второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 12. Коллекция русских расписных эмалей сольвычегорских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 13. Коллекция предметов серебряного дела городов Поволжья XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 14. Коллекция изделий московских мастеров второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 15. Коллекция ювелирных изделий первой половины XVIII века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 16. Коллекция золотых и серебряных изделий 40-60 годов XVIII века мастеров Москвы и Петербурга в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 17. Коллекция золотых и серебряных изделий производства местных мастеров XVII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 18. Коллекция золотых и серебряных изделий конца XVIII - начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 19. Коллекция золотых и серебряных изделий в технике литьё конца XVIII - начала XIX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция нагрудных знаков высшего духовенства панагий XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 20. Коллекция ювелирных изделий фирмы Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 21. Коллекция золотых и серебряных изделий середины XIX - начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля






Недорогие гостиницы в Москве




© 2013, Коллектив авторов, редакторов и фотографов. Все права защищены.