![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Экипажи XVI-XVIII веков работы русских и европейских мастеров![]() Зал 9. Открытое хранение. ![]() Коллекция хранящихся в Оружейной палате экипажей не имеет аналогов в других собраниях, она позволяет проследить развитие экипажного дела в России и Западной Европе. Ценность коллекции заключается в том, что экипажи не претерпели серьезных переделок, известны принадлежность экипажей и имена их создателей - И.К.Букендаля, И.М.Гоппенгаупта, Н.Пино, Ф.Буше, Ф.Каффиери. По каретам собрания Оружейной палаты можно судить об изменениях формы, конструкции и декора экипажей на протяжении XVI-XVIII столетий. ![]() Экипажи на Руси известны давно. В летописи XV века есть упоминание об экипажах, в которых ездили князья. Это были закрытые сани, обитые внутри бархатом, сукном или мехами. В XVI-XVII веках кареты изготовляли в мастерских царского или патриаршего двора. Их делали из дуба, ореха, бука, ясеня, клена, ольхи. Многочисленные кареты, сани, возки, коляски, колымаги находились в ведении Конюшенного приказа Московского Кремля. До XIX века каретами пользовался очень ограниченный круг людей. ![]()
![]() ![]() Рядом находится карета закрытого типа русской работы первой половины XVII века. Карета обита малиновым бархатом и украшена орнаментом из медных гвоздиков. На карете герб ее первого владельца - старосты города Брянска Франциска Ясновольского, от которого она перешла к боярину Никите Ивановичу Романову. Изображение этой кареты можно видеть на картине В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни». ![]() Детские летний и зимний возки XVII века работы кремлевских мастеров обтянуты тисненой кожей, в окнах - слюда. Летний возок имеет поворотный круг, а над ним «лебяжью шейку». Один «потешный» возок принадлежал сыну Петра I - Алексею Петровичу, другой (зимний) - детям царя Ивана V (брата и соправителя Петра I). ![]() ![]() ![]() В начале XVIII века французскими мастерами была изготовлена так называемая Голштинская карета. Предполагают, что в ней приехал в Петербург жених дочери Петра I Анны - герцог Карл-Фридрих Шлезвиг-Голштейн-Готторпский. Карета имеет коленчатые рессоры, поворотный круг, место для кучера и запятки для гайдуков. ![]() На Руси с древнейших времен пользовались санями, причем не только зимой, но и летом. Правда, ездить летом на санях, а не на колесах имели право только царь, боярская знать и высшее духовенство. ![]()
![]() ![]() В зале находится зимний возок работы московских мастеров XVIII века. Возок имеет форму вагона на низких полозьях. Внутри он обит зеленым сукном, вдоль стен установлены лавки, в центре - продолговатый стол с двумя серебряными жаровнями. В этом возке в феврале 1742 года ехала из Петербурга в Москву на коронацию дочь Петра I императрица Елизавета Петровна. В возок было впряжено двадцать три лошади: семь троек и впереди две ведущие лошади. В пути Елизавета Петровна сменила несколько сот лошадей: она очень спешила подтвердить коронованием свои права на российский престол. ![]() Рядом стоят принадлежавшие Елизавете Петровне две кареты, выполненные мастерами Вены в 1740-1742 годах. Кареты закрытые, двухместные, типа купе. Кузов таких карет подвешивался на двух ремнях, поэтому при движении он сильно раскачивался. Одна из карет украшена резьбой по дереву в стиле рококо, другая -живописью. Резьба покрыта густой позолотой и яркими красками. ![]()
![]() ![]() Необычайной пышностью выделяется четырехместная карета работы французского мастера А.Дрилеросса по проекту архитектора Н.Пино. С исключительным мастерством выполнены в мастерской Филиппа Каффиери бронзовые украшения. Живопись на ней исполнена известным придворным французским художником XVIII века Франсуа Буше. Карета была подарена гетманом Украины Кириллом Григорьевичем Разумовским императрице Елизавете Петровне. Карета дошла до наших дней без реставрации. ![]()
![]() ![]() Наиболее совершенным экипажем в коллекции является четырехместная парадная карета, сделанная в Петербурге мастером Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году для Екатерины II. Карета имеет как вертикальные, так и горизонтальные рессоры. ![]() Летняя коляска в форме итальянской гондолы выполнена в Англии в 70-х годах XVIII века. Она была подарена графом Г.Орловым императрице Екатерине II. Коляску украшает прекрасная резьба по дереву: лавровые и дубовые ветви, гирлянды цветов, знамена, трофеи; покрывающий ее тонкий слой подцвеченного золота создает впечатление резьбы по металлу. Этот экипаж можно отнести к лучшим произведениям мирового каретного искусства. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
|||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |