Зал 1. Витрина 6.
В XVI веке особого развития достигла техника эмали. Чаще всего мастера пользовались эмалью для заполнения филигранных узоров. Отдавалось предпочтение изысканным зеленым и голубоватым тонам эмали, которые хорошо сочетались с крупными неогранеными камнями — синими сапфирами и розовыми турмалинами.
Примером подобной техники может служить оклад на мерную икону 1554 года царевича Ивана, сына Ивана Грозною. Мерной она названа потому, что при рождении царевича в меру его роста выполнялась икона с изображением святою, в честь которого он был наречен. Оклад покрыт тончайшей сканью в виде листьев, цветов, переплетающихся лент и залит белой, голубой, зеленой и синей эмалью, которую дополняют зернь (золотые вкрапления в эмаль), драгоценные камни и жемчуг.
Искусство московских ювелиров демонстрирует оклад на Евангелие 1571 года, подаренное Иваном Грозным Благовещенскому собору Московского Кремля. К этому времени царь дважды овдовел и готовился жениться в третий раз. Жертвуя Евангелие в Благовещенский собор Московского Кремля, Иван Грозный связывал с ним надежды на счастливый брак. Здесь и чеканка, при помощи которой выполнены пять рельефных медальонов, и чернь — ею сделаны надписи вокруг этих медальонов, и эмаль, залитая в тончайшее золотое кружево, причем цвет эмали соответствует цвету драгоценных камней, украшающих оклад. Среди них выделяется синий сапфир — любимый камень Ивана Грозного (царь считал, что этот камень помогает отгадывать измены и отгоняет дурные сны).
Если бы до наших дней дошел только этот оклад на Евангелие, то и тогда мы с полным правом могли бы сказать, что XVI век был временем расцвета ювелирного дела на Руси.
Недалеко от Евангелия Ивана Грозного размещены три великолепные панагии (наперсные иконы) — камеи, резанные на трехслойном сардониксе, с изображением Иоанна Предтечи, Богоматери Великая Панагия и Иоанна Лествичника. Специалисты предполагают, что эти камни, близкие по форме и цвету, происходят из Венеции. Подбор святых (Иоанн Предтеча считался патроном царя Ивана Грозного, Иоанн Лествичник — царевича Ивана Ивановича), стиль, иконография — все свидетельствует о том, что резьба была выполнена в Москве в XVI веке.
Панагии имели золотые оправы, но в оправе сохранилась только одна из них. Две другие панагии были украдены в 1918 году из Патриаршей ризницы и только через 50 лет, сменив не одного владельца, вновь оказались в Оружейной палате, но без золотых оправ.
Одним из интересных памятников ювелирного искусства XVI века является оклад иконы «Богоматерь Одигитрия» 1560 года. Сканый изящный орнамент оклада покрыт нежной эмалью, драгоценными камнями и жемчугом. Изготовление оклада связано с семьей Ивана Грозного, поэтому на полях оклада изображены святые, соименные членам царской семьи.
В центре витрины с правой стороны выставлен складень с иконой Николая Чудотворца. Сам складень серебряный, а оклад иконы золотой, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Сложный травный рисунок чеканки высокого рельефа выполнен ясно, четко и симметрично. Икона является вкладом Александры Богдановны Сабуровой, жены царевича Ивана (сына Ивана Грозного), в Покровский девичий монастырь города Суздаля. По царскому повелению Александра Богдановна была заточена сюда вскоре после свадьбы под именем монахини Евдокии.
Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля
Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля |