Зал 1. Витрина 7.
После присоединения Новгорода в 1478 году к Московскому государству в городе расширяется производство серебряных изделий. Работы московских золотых и серебряных дел мастеров оказали влияние на творчество местных серебряников. Излюбленным техническим приемом была скань, которой украшали иконы, Евангелия, кресты и другие предметы. Мастера выкладывали сканый узор в три нитки: в середине — витая нить, по краям — гладкие. Для скани был характерен сердцевидный узор, который иногда расцвечивали эмалью.
Замечательным образцом новгородского сканого мастерства середины XVI века может служить экспонируемый в витрине серебряный оклад на Евангелие, покрытый густым орнаментом в виде завитков и стеблей. Оклад украшают драгоценные камни, литые изображения евангелистов и «Распятие» в центре. Фон вокруг фигурок святых заполнен темно-синей, черной и зеленой эмалью.
Новгородская эмаль XVI века отличается довольно сдержанной гаммой красок. Подобной эмалью украшен потир XVI века из новгородского Юрьева монастыря. По краю гладкой полусферической чаши идет надпись, выполненная оброном по темно-синей эмали — техника глубокой резьбы, при которой фон около изображения опускается (обирается) при помощи резца и рисунок делается рельефным. Ниже, на фоне ярко-зеленой эмали, резные изображения Деисуса, а еще ниже — фигуры апостолов Петра и Павла, сделанные линиями, заполненными черной эмалью. Стоян в основании потира — более ранний. Предположительно он выполнен во Франции в XIV веке.
Гравировкой по серебру новгородские мастера увлекались меньше, чем сканью или эмалью. Однако это не значит, что в Новгороде не было хороших резчиков по серебру. В Оружейной палате, Государственном Историческом и Русском музеях хранятся шесть питьевых стаканов тончайшей работы новгородского ювелира Григория Иванова по прозвищу Новгородец. Он был безногим и создавать вещи целиком было для него физически трудно, поэтому Григорий Новгородец только украшал готовые изделия топкой резьбой.
Стаканы, выставленные в этой витрине, были сделаны для новгородского митрополита, а позднее патриарха Московского и всея Руси Питирима (1672-1673). Гладкая поверхность стаканов украшена сложной позолоченной резьбой, напоминающей ковер. По тонкому орнаменту из лент, стилизованных растительных завитков и крупных цветков разбросаны головки херувимов, птицы, рыбы (плывущие рыбы в XVII веке символизировали надежду, спокойствие, безопасность, церковный мир). Рисунки на стакане говорят о богатом воображении мастера, о его знакомстве с гравюрами, книжными иллюстрациями, с языком средневековой символики.
Новгородские серебряники оказали большое влияние на развитие прикладного искусства многих художественных центров Руси, в том числе и Москвы. Приемы их работы и новгородский орнамент нередко можно встретить в изделиях мастеров Золотой и Серебряной палат Московского Кремля.
Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля
Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля |