Зал 1. Витрина 2.
Тысячелетний опыт византийского искусства сыграл немалую роль в мировой художественной культуре. Значение Византии особенно велико для древнерусского искусства. Но, несмотря на сильное влияние Византии, русские мастера сумели сохранить в своих произведениях национальный характер.
К сожалению, до нашего времени дошло очень мало изделий, относящихся к раннему периоду Русского государства. Часть из них погибла во время междоусобных княжеских войн, часть — от пожаров. Особенно сильный урон русскому искусству нанесло монголо-татарское нашествие. В этот период многие технические приемы художественного мастерства были утрачены. И тем не менее отдельные памятники, свидетельствующие о большом искусстве русских ювелиров, все же сохранились.
Здесь представлены наиболее древние работы русских мастеров, относящиеся к XII-XV векам. Тогда еще не существовало единого русского централизованного государства. Русь была раздроблена на отдельные княжества, многие из которых представляли собой не только политические, экономические, но и культурные центры земли русской. Вы видите предметы, выполненные во Влалимиро-Суздальском, Рязанском, Черниговском княжествах. Именно отсюда пришли в Москву, ставшую впоследствии столицей единого Русского государства, прекрасные художники и мастера, создавшие великолепные памятники культуры, где отразились накопленные веками традиции. Их работы отличаются простотой, сдержанностью и четкостью форм, что придает своеобразную монументальность всем произведениям искусства того времени.
До нас дошли сокровища Рязанского клада XII-XIII веков, найденного вблизи села Старая Рязань в 1822 году, произведения ювелирного искусства домонгольской Руси. Это великокняжеские оплечные бармы (знак княжеского и царского достоинства), колты (подвески, прикреплявшиеся к головному убору), серьги, перстни, браслеты и т.д.
Обилие драгоценных камней, украшающих большие круглые колты, многоцветье, широкое использование скани (ажурные или напаянные на металлический фон узоры из гладкой или свитой золотой, серебряной или медной проволочки) — все это отличает старорязанскую школу мастеров. Подобных вещей не находили ни в одном другом русском городе. Изображения святых на колтах выполнены техникой перегородчатой эмали.
Эмаль — это стекловидная масса, которая от добавления окислов металла принимает тот или иной цвет. Ею покрывали небольшие пространства, ограниченные тонкой золотой ленточкой — перегородкой, которая напаивалась на ребро по заранее расчерченному узору. Процесс изготовления перегородчатых эмалей был весьма сложен, требовал виртуозности и большого опыта. Перегородчатая эмаль — это вершина древнерусского ювелирного искусства домонгольского периода.
Здесь же помещены подвески к женскому головному убору. Поверхность звездчатого колта из Тульского клада (XII-XIII века) украшена пятью тысячами мельчайших шариков зерни, каждый из которых окружен сканым пояском.
Памятником прикладного искусства мастеров Владимиро-Суздальского княжества XII века является серебряный потир (чаша для причастия). На гладкой кованой поверхности в золоченых кругах вы видите резные изображения святых. Обратите внимание, как точно мастер находит соотношение размеров частей потира: чаши, стояна и поддона. Есть предположение, что потир был выполнен по заказу Юрия Долгорукого, князя ростово-суздальского и великого князя киевского, и предназначался для Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.
Интересным образцом бытовой кованой посуды XII века является большая серебряная чаша черниговского князя Владимира Давыдовича. Она проста по форме, единственное ее украшение — резная надпись по венцу. Русские мастера издревле использовали надписи как орнамент, располагая их в полосах, кругах или клеймах. Большой размер этой чаши и надпись указывают, что из нее пили вкруговую.
Звёздчатый колт из Тульского клада. Древняя Русь, XII век. Серебро, литьё, скань, зернь. |
Серебряная чаша. Древняя Русь, Чернигов, XII век. Серебро, ковка, резьба. |
Период XIII и первой половины XIV века обычно отмечается как «глухая» пора в русском искусстве, связанная с монголо-татарским нашествием. Произведений, относящихся к этому времени, очень мало. В основном это вырезанные из дерева, камня или кости крестики, образки или оправы на небольшие иконы.
Особое место в культуре Древней Руси занимало искусство Новгорода Великого, крупнейшего северного ремесленного города, который, как и Псков, избежал ужасов монголо-татарского нашествия.
Серебряное дело в Новгороде, можно сказать, родилось вместе с самим городом. Первые мастерские возникли в начале XII века, вероятно, при Софийском соборе и просуществовали до конца XVII века. Прикладное искусство Новгорода на протяжении нескольких веков сохраняло свою самобытность. Серебряные изделия новгородских мастеров отличаются лаконизмом и выразительностью. Ювелиры Новгорода умело пользовались многими техническими приемами: сканью, чеканкой, наводкой по золоту, эмалью и т. д.
К ранним новгородским памятникам относятся иконка на стеатите XIII-XIV веков «Св.Николай», икона «Спас на престоле с предстоящими Симеоном и Ульяной» XIV века. Материалом для мелкой пластики чаще всего служило дерево. Икона-складень «Распятие с предстоящими» конца XV века, а также композиция «Похвала Богоматери» на иконе XV века из Благовещенского собора Московского Кремля — шедевры новгородских резчиков по дереву. В Оружейной палате хранится немало уникальных вещей, сделанных талантливыми художниками Великого Новгорода.
Одним из ранних предметов собрания является яшмовый потир в серебряной сканой оправе с драгоценными камнями. Он был выполнен для новгородского архиепископа Моисея в 1329 году, о чем свидетельствует резная надпись по венцу чаши. Обратите внимание, как интересно мастер сочетает красную яшму со сканью и резьбой. Орнамент напоминает узор плетения из новгородских книг XIV века. Сканый орнамент выложен короткими завитками из двух положенных рядом серебряных веревочек. Потир отличается выразительностью, простотой и в то же время великолепием.
В Новгороде родилась новая форма драгоценной посуды — золотой и серебряный ковш. Все сохранившиеся древнейшие серебряные ковши так или иначе связаны с Новгородом. Самым древним в собрании Оружейной палаты является маленький, гладкий, с приподнятым заостренным носиком и небольшой овальной пелюстью (отогнутый коней рукояти) на короткой тонкой шейке ковшик новгородского архиепископа Евфимия (первая половина XV века). Позднее он принадлежал сыну Ивана Грозного — царевичу Ивану. Этот ковшик особенно близок к своим деревянным прототипам.
Серебряный ковш. Россия, Новгород, XV век. Серебро, чеканка. |
Ковчег с изображением святых. Россия, Суздаль, 1383 год. Серебро, драгоценные камни, стекло, эмаль, чернь, резьба. |
Памятником тверского искусства является ковчег середины XIV века, изображения святых на котором близки композициям на знаменитых вратах Троицкого собора в городе Александрове.
В XIV веке большое политическое влияние приобретает Нижний Новгород. Именно в этот период, в 1383 году, по заказу нижегородского князя Дмитрия Константиновича был выполнен ковчег для хранения святых мощей, привезенных суздальским архиепископом Дионисием из Царьграда (Константинополя). Ковчег выкован из серебра и имеет форму квадрифолия. Его украшает черная и темно-зеленая эмаль по выбранному в металле фону. В оконцах, под слюдой, помещены священные реликвии, вывезенные Дионисием из Царьграда. Перед второй поездкой Дионисия в Царьград, во время которой он умер, ковчег был замурован в стене суздальского Рождественского собора и только в 1401 году найден и отправлен в казну московских князей. Впоследствии он передавался по наследству вместе с другими сокровищами великокняжеской казны.
Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля
Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля |