Зал 1. Витрина 8.
С 1986 года в залах Оружейной палаты экспонируются два редких памятника превосходной скульптурной чеканки первой половины XVII века: крышка раки царевича Дмитрия из Архангельского собора Московского Кремля (1630) и крышка раки Кирилла Белозерского (1643), выполненные мастерами Серебряной палаты Московского Кремля.
Руководил работой один из лучших ювелиров того времени, «жалованный мастер первой статьи» Гавриил Овдокимов. Подобных уникальных памятников декоративно-прикладного искусства сохранилось в России только три: два в Оружейной палате и один в Русском музее (Санкт-Петербург) — крышка раки Александра Свирского — вклад царя Михаила Федоровича в Александро-Свирский монастырь, расположенный близ города Олонец, откуда в 1923 г. она поступила в Русский музей. Специалисты предполагают, что рака Александра Свирского могла быть выполнена той же группой мастеров-серебряников с Гаврилой Овдокимовым во главе.
Все три памятника являются замечательными образцами скульптурной чеканки, имеют общность композиции, реалистическую трактовку лица, фигуры разметаются на фоне, сплошь покрытом растительным орнаментом.
Серебряная рака трагически погибшего в конце XVI века царевича Дмитрия была выполнена по заказу царя Михаила Федоровича. От неё сохранилась только крышка, сама рака была похищена во время войны 1812 года.
Крышка раки Кирилла Белозерского, основателя монастыря на Белом озере, крупнейшего просветителя XIV столетия, считалась утраченной. И только благодаря научному сотруднику кремлевского музея-заповедника Е.В.Шакуровой, талантливым реставраторам В.М.Германюку, Н.И.Долгову и А.Б.Наумову удалось воссоздать это произведение, которое хранилось в разных фондах музея, разобранное на множество фрагментов (около тридцати). Детали были выправлены, промыты и закреплены на деревянном каркасе. Внимательное изучение фрагментов, а потом и восстановленного памятника указало на принадлежность его образа Кириллу Белозерскому, о чем свидетельствуют надписи на фрагментах. Учитывая исключительную значимость надписи для исторической характеристики памятника приводим ее полностью: «При державе государя царя великаго князя Михаила Федоровича всея Русии и при его благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Евдокее и при благородных чадехъ при благоверном царевиче князя Олексее Михайловиче и при благоверной царевне княжне Ирине Михайловне и при благоверной царевне княжне Анне Михайловне и при благоверной княжне Татиане Михайловне и святейшемъ Иосифе патриархе Московъскомъ и всея Русии зделал сию раку преподобному чюдотворцу Кирилу Белозерскому по обещанию болярин Федор Иванович Шереметевъ при игумене Анътонии и при келаре старце Саватеи Юшкове лета 7151» (соответствует концу 1642 — началу 1643 гг.).
Изучение архивных документов и прочтение всех надписей на фрагментах позволили воссоздать историю памятника. Рака преподобного Кирилла Белозерского была выполнена в 1643 году по заказу боярина Федора Ивановича Шереметева — видного государственного деятеля времени царствования Михаила Федоровича, возглавлявшего Оружейный приказ и приказ Большой казны, в чьем велении находились мастера серебряного дела, и вложена в Кириллов монастырь, где были похоронены родители Шереметева, его жена, единственный сын, где в 1645 году он принял постриг под именем Феодосия и был похоронен на передней паперти Успенского собора.
Среди богатых вкладов Шереметева в Кирилло-Белозерский монастырь самым значительным является рака основателя монастыря Кирилла Белозерского, ставшая впоследствии главной ценностью монастыря.
Чеканные изображения Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия необыкновенно выразительны и передают их индивидуальные черты. Они представлены в рост: Дмитрий в царских одеждах, Кирилл в одеждах схимника, с развернутым свитком в руке и благословляющим жестом. На свитке чеканная надпись, выполненная сложной вязыо. Их лица сохраняют живые черты — открытые глаза, родинку на щеке, детскую припухлость черт у царевича Дмитрия; морщины па лбу, впалые щеки, строгие глаза под высокими дугами бровей, твердо сжатые губы у Кирилла. Его лицо передает состояние душевной сосредоточенности, аскетичной неподвижности и вместе с тем одухотворенности. Хочется отметить удивительно чистый и ясный рисунок чеканки на одеждах и растительном узоре, обрамляющем фигуры.
Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля
Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля |