Зал 1. Витрины 3,4.
Уже в XV веке работы московских мастеров получают самую высокую оценку современников. Ювелиры Москвы отлично пользовались разнообразными приемами обработки изделий из драгоценных металлов: чеканкой, чернью, резьбой, литьем. Но исключительного совершенства они достигли в технике скани.
Золотой оклад на «морозовское» Евангелие — редчайший памятник прикладного искусства этого периода. Предполагают, что это рукописное Евангелие на пергаменте было создано в 1415 году для Успенского собора Московского Кремля по заказу митрополита Фотия. Во второй половине XVII века оно было реставрировано по распоряжению боярина Б.И.Морозова. Оклад покрыт высокорельефной чеканкой с изображением святых, густым сложным сканым орнаментом и неограненными драгоценными камнями. Композиция оклада необычна и не имеет аналогов ни среди произведений прошлого, ни в более поздние времена. Характер исполнения цветных миниатюр, заставок, инициалов рукописи дает основание предположить, что они сделаны художниками круга Андрея Рублева.
Здесь же еще один памятник работы мастеров Московского княжества — золотой басменный оклад на знаменитую икону Владимирской Богоматери, относящийся к началу XV века. Басма — это ручное тиснение рисунка по тонкой золотой или серебряной пластине. Она появилась на Руси еще в X веке и получила у русских мастеров большое признание, так как требовала меньшего количества металла и по технике была более простой, чем чеканка. Басмой покрывали оклады икон и переплеты книг.
Оклад, который выставлен в витрине, украшен басменным растительным орнаментом из стилизованных трехлепестковых цветков со спиральными завитками.
К середине XV века относится выставленный в этой витрине ложчатый ковш новгородского архиепископа Ионы, с резной монограммой «Иона» на дне, от которой лучами расходятся золоченые через одну чеканные ложки.
В витрине выделяется оклад на рукописное Евангелие, датированное 1499 годом. Это дар митрополита Симона Успенскому собору Московского Кремля. Мастера искусно сочетают в этом окладе литье, ажурную скань и чистую, прозрачную эмаль.
Превосходным памятником сканого искусства XV века является еще один золотой оклад на икону Владимирской богоматери. Изящный рисунок скани, положенный на гладкий золотой фон, чередуется с чеканным изображением «Праздников». В верхней части оклада чеканные изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов и апостолов. Оклад заказан Фотием по случаю его назначения московским митрополитом в 1410 году. Если вы повнимательней приглядитесь к сканому орнаменту в нижней части оклада, то сможете разобрать заключенную в круг монограмму Фотия, написанную по-гречески. Фотий, грек по национальности, имел при своем кремлевском дворе мастерские, где работало много приезжих мастеров и где переплелись местные и византийские традиции, что способствовало появлению ряда превосходных памятников ювелирного искусства.
В 1486 году но заказу Ивана III для московского Успенского собора были сделаны два серебряных ковчега, известные под названием Большого и Малого Сионов. Эти культовые сосуды как символическое изображение церкви выносились при торжественном богослужении.
Зал 1. Русские золотые и серебряные изделия XVII-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля
Витрина 1. Коллекция произведений Византии, Сербии и Грузии в Оружейной палате Московского Кремля |