Зал 6. Витрина 46.
Наиболее ранние ткани в собрании Оружейной палаты — византийские. Привозили их купцы и ежегодные посольства. Особенно ценились на Руси византийские крестчатые атласы. Они шли на изготовление одежды для высшего духовенства. Справа в витрине вы видите саккос 1322 года (одежда епископа, надеваемая при богослужении) из светло-синего атласа с вертикальными золотыми полосами и крестами, заключенными в круги. Саккос принадлежал митрополиту Петру. Митрополит Петр в 1325 году поселился в Москве и перенес свою резиденцию из Владимира в Москву. Москва становится не только политическим, но и церковным центром.
Интересны саккос, епитрахиль и поручи митрополита Алексея (1348-1378), крупного политического деятеля Московской Руси. Византийская ткань здесь служит только фоном, но которому разбросаны шитые золотом кресты. Между крестами помешены дробницы (металлические накладки или пластинки, украшавшие одежду) с русской перегородчатой эмалью XIII века.
Из византийской ткани сшиты два саккоса — «большой» митрополита Фотия и «малый», который, возможно, принадлежал ему же. Вся поверхность саккосов покрыта шитыми изображениями святых, библейских и евангельских сюжетов. На «малом» саккосе вышито изображение митрополита Петра. На «большом» цветными шелками, золотом и серебром — портреты великого московского князя Василия Дмитриевича, его жены Софьи Витовтопны. их дочери Анны с мужем (будущим византийским императором Иоанном VIII), а также портрет самого Фотия. Все портреты обрамлены жемчугом.
Саккос митрополита Симона (1496-1519) сшит из темно-вишневого атласа. Серебряные чеканные дробницы работы русских мастеров украшают оплечье и зарукавье саккоса.
В XVI-XVII веках налаживаются постоянные торговые связи Русского государства с Ираном и Турцией. С Востока на Русь чаще всего привозили шелковые ткани, по количеству и качеству которых казна московских царей не имела себе равных.
Иранские ткани в коллекции Оружейной палаты относятся к XVII веку, времени расцвета иранского ткачества в городах Кашан, Исфахан, Тавриз и Решт. Иранский атлас, бархат, тафта, камка, парча отличались необычайной изысканностью, в их орнаменте преобладают растительные мотивы — изображения гвоздик, тюльпанов, нарциссов, ириса, гиацинта, шиповника. Ткани были обычно нежного тона: голубого, бледно-розового, светло-синего, светло-зеленого, с мягким блеском металлической нити. В центре витрины выставлены два стихаря (длинное с широкими рукавами облачение священнослужителя) из иранской ткани. Один сшит из нежно-голубого шелка, усыпанного гвоздиками на длинных стеблях, другой — стихарь патриарха Адриана — из полосатой шелковой ткани, украшенной мелкими цветами ириса и гвоздики.
Шелковые ткани, затканные тончайшей золотной или серебряной нитью, назывались алтабасами. Ткань была плотной, негнущейся, поэтому одежды из алтабасов создавали впечатление выкованных из металла. Из иранского алтабаса сшит саккос патриарха Иоакима (1674-1690).
Из турецкого атласа сшита фелонь (церковная одежда) густо-красного цвета, с крупными золотыми разводами (в витрине седьмое место слева). Это вклад Бориса Годунова в Архангельский собор в память царя Федора Иоанновича в 1602 году. Из такого же атласа сшит «коломенский» саккос патриарха Пикона, который был подарен ему в 1653 году царем Алексеем Михайловичем в селе Коломенском.
Саккос патриарха Иоасафа I выполнен из алтабаса. Белые клейма на темно-красном фоне ткани, затканные букетами гвоздик, выполнены в технике аппликации.