Зал 6. Витрина 45.
До начала XVIII века население России носило национальную одежду. В 1700-1701 годах Петр I издает указ о замене старого русского платья, длинного и неудобного для работы, модной европейской одеждой. Кроме крестьян и духовенства, все городское мужское население должно было брить бороду и носить завитой парик. Эти реформы Петра I вызвали большое сопротивление, особенно со стороны боярства. Правда, особым приверженцам бороды царю все же пришлось уступить. Однако шаг этот был не бескорыстным. Тот, кто уж очень не хотел лишаться «мужской красоты», мог заплатить налог и продолжать холить свою бороду. Были выпущены даже специальные знаки — медные жетоны с изображением бороды и усов и надписью: «Деньги взяты».
На смену длиннополому платью пришли короткий кафтан, камзол и узкие, до колен, штаны. Костюм включал также рубашку с пышным кружевным жабо и манжетами, длинные шелковые чулки, башмаки на высоких каблуках и парик с длинными завитыми волосами.
По французской моде начала XVIII века сшиты кафтаны царя Петра II. Он умер рано, в возрасте пятнадцати лет, предположительно, от оспы. Видимо, опасаясь заразы, к его костюмам долгое время не прикасались, поэтому и сохранился его богатый гардероб. Кафтаны выполнены из бархата, парчи и шерсти.
Платье коронационное Екатерины I. Россия, 1724 год. Шёлк, серебряное шитьё. |
Платье коронационное Анны Иоанновны. Россия, 1730 год. Парча, шёлк, золотое кружево. |
Камзолы шились из более легких материалов — репса, легкой парчи. Плечи были слегка заужены, в нижние фалды вставлялась парусина, чтобы несколько расширить юбку кафтана. Одежду украшало богатое золотое и серебряное кружево.
Особенно трудно было привыкнуть к новым модам женщинам. Они должны были снять сарафаны, душегреи, которые скрывали формы тела, и заменить их платьями с большим декольте и коротким рукавом. Преодолеть этот психологический барьер было нелегко. Обязательные на Руси чепчики, волосники, под которыми женщины прятали волосы, тоже отменялись, волосы завивались в локоны и укладывались в затейливые прически. Привыкшие к своим светелкам и теремам, женщины получили право посещать различные торжества, парады и ассамблеи (введенный Петром I новый вид собраний с угощением и танцами, где могли решаться и деловые вопросы).
Вначале женщины встретили реформы Петра, касавшиеся быта, весьма враждебно. Но вскоре поняли все выгоды, которые несли им нововведения, и стали их активными приверженницами.
По европейской моде начала XYIII века сшиты выставленные в витрине два коронационных платья, принадлежавших русским императрицам Екатерине I и Анне Ивановне. Платья имеют плотно облегающий фигуру лиф, что было характерно для женского костюма на протяжении всего XVII века, глубокое декольте, очень маленький короткий рукав, широкую юбку в форме колокола. Чтобы создать этот «колокол», в нижнюю юбку вшивали обручи из китового уса: юбка такой формы была в моде до 60-х годов XVIII века и носила название юбки на панье.
Из розовой парчи выполнено коронационное платье Анны Ивановны. Цвет сохранился только в складках платья. Лиф с жестким узким мысом. Шлейф более легкий, чем в 20-х годах. Интересно серебряное золоченое кружево ручной работы, покрывающее юбку.
Голубое маскарадное платье 20-х годов XVIII века, которое вы видите в этой витрине, принадлежало Екатерине I. Оно состоит из кафтана мужского покроя, расшитого шелком, и камзола, украшенного широкой серебряной бахромой. В тон костюму сделаны туфли с серебряным шитьем.
В середине XVIII века силуэт платья соответствовал причудливо изогнутым линиям господствовавшего в то время стиля рококо. Модными были узкие плечи, тонкая талия и очень расширенная книзу юбка на фижмах из китового уса. Размах фижм достигал полутора метров, ширина платья в подоле — пяти метров. В экспозиции представлены три платья с фижмами.
Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны 1742 года сшито из серебряного глазета, с глубоким декольте, без рукавов, отделано золотым галуном. Серебряная кружевная мантия ручной работы производит впечатление необычайной пышности. Длина мантии — пять метров восемнадцать сантиметров, вес — пять килограммов. Елизавета Петровна и ее двор проводили жизнь в бесконечных увеселениях: маскарадах, охотах, пикниках. Сама императрица тратила огромные деньги на туалеты. Историк В.О.Ключевский пишет: «…после своей смерти она оставила 15 тысяч платьев, два сундука чулок, а также… кучу неоплаченных счетов».
Из серебряного глазета с вышивкой серебряной нитью сшито венчальное платье (1745) Екатерины II. Здесь же представлено ее коронационное платье (1762), украшенное вышитыми золотом двуглавыми орлами. Двор Екатерины II не уступал по роскоши двору ее предшественницы. Золотым и серебряным кружевом, драгоценными камнями сверкали одежды придворных дам. Костюмы, шляпы, эфесы шпаг придворных щеголей были усыпаны бриллиантами и другими драгоценностями. Расточительность двора достигла таких размеров, что Екатерина II вынуждена была издать указ, регламентировавший парадный и придворный туалеты. В одном из пунктов этого указа говорилось, что ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна превышать девяти сантиметров.
Платье коронационное Екатерины II. Россия, 1762 год. Парча, декоративное шитьё, кружево. |
Платье коронационное Марии Александровны. Россия, 1856 год. Глазет, серебряные нити, вышивка. |
В конце XVIII века увлечение античностью в Европе привело к резкой смене моды, вскоре перенятой и в России. Платья стали шить с высокой талией и прямой юбкой, по образцу античных хитонов и туник. Изменилась и прическа — замысловатые сооружения на голове сменили свободные локоны и греческий узел на затылке.
Обращение к истории и национальным традициям после Отечественной войны 1812 года отразил парадный костюм начата XIX века. Официальные платья шились с длинными откидными рукавами, напоминающими рукава XVII века. Их по-прежнему выполняли из серебряного глазета, который являлся привилегией только императорской семьи, на плотном тяжелом шелке или атласе.
Коронационные платья императриц 1856 и 1896 голов сшиты по правилам официального костюма. Увлечение Древней Русью сказалось и в украшениях. Коронационное платье 1896 года Александры Федоровны расшито серебряной граненой нитью и десятью тысячами мелких жемчужин. Официальной парадной одеждой императора, начиная с XVIII века, был мундир лейб-гвардии Преображенского полка.
Коронационный мундир императора Николая II и коронационное платье Александры Фёдоровны. |
Мантия коронационная. Россия, 1896 год. Парча, шёлк, мех, атласные ленты. |
Обязательной принадлежностью каждого коронационного обряда являлись коронационные мантии из золотого или серебряного золоченого глазета, отороченного горностаем. В экспозиции представлена мантия 1883 года, когда короновался император Александр III. Предметы, размещенные в этой витрине на изящных столиках, свидетельствуют о разнообразии модных аксессуаров, дополнявших роскошь парадных костюмов XVIII-XIX веков: веера, лорнеты, табакерки, часы, шпаги, трости и т.д.
Веер был известен на Руси уже в XVII веке, но более широкое распространение получил в XVIII веке. Пользовались им женщины привилегированных слоев на улице, в театре, на балу. Веер носили на ленточке вокруг запястья правой руки. В XVIII веке особо модными были шелковые расписные веера, чаще всего в деревянных, черепаховых или перламутровых станках. Иногда полотнище веера выполняли из бумаги. Такой веер в перламутровой оправе вы видите в этой витрине. На бумажном полотнище изображены сцены из крестьянской жизни (работы французского художника Ф.Буше). На бумаге другого веера, оправа которого сделана из перламутра и слоновой кости, изображена Екатерина II, присутствующая при разделе Польши. Здесь же веер, выполненный в России в конце XVIII века, с семейным портретом князей Голицыных.
Мода нюхать табак породила разнообразнейшие табакерки из золота, перламутра, хрусталя и других материалов. Золотые табакерки с изображением императоров или императриц, усыпанные драгоценными камнями, дарились фаворитам и фавориткам.
Придворные парадные костюмы мужчин дополняли шпаги, трости, кортики. Эфес придворной шпаги, представленной в экспозиции, украшают около семисот бриллиантов, а набалдашник трости грушевого дерева — четыреста девяносто бриллиантов и изумрудов. Модники носили огромное количество брелоков, часы «с музыкой», обычно на цепочке, на шнурках, часто сплетенных из волос любимой женщины.