Светская одежда на Руси XVI-XVII веков

Зал 6. Витрина 44.

Светские одежды XVI-XVII столетий коллекции Оружейной палаты являются исключительной редкостью. Они дают представление об общих чертах, присущих русскому национальному костюму, кроме того, они точно датированы и связаны с теми или иными историческими личностями. В Древней Руси бытовало много разных типов одежды.

Одежда всегда выражает определенные критерии красоты, существующие в том или ином народе. Идеал красоты на Руси предполагал статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, поэтому были приняты длинные свободные одежды, не подчеркивающие формы тела. Покрой большинства одежд допетровской эпохи (за исключением придворных) был общим для всех слоев населения.

Одежда боярина и простолюдина различалась в основном качеством тканей, украшениями и числом надеваемых предметов туалета. Простой народ шил одежду из льняного полотна, пестряди (ткани, сотканной из ниток различных цветов), домотканой шерсти. Одежду для феодальной верхушки изготовляли из дорогих привозных тканей.

Самым ранним экспонатом в коллекции является шуба митрополита Филиппа — уникальный образец русской народной одежды XVI века. Она сшита из темно-коричневой шерсти домашнего производства и отделана бараньим мехом. Эту шубу митрополит носил, находясь в ссылке в тверском Отроч-Успенском монастыре.

Шубы на Руси были широко распространены, их носили все слои населения. Крестьяне шили шубы на овчине, на зайце (в то время мех служил подкладкой), бояре и духовенство — на собольем, куньем или песцовом меху. Верх шубы покрывали сукном, парчой или бархатом. Воротник и обшлага рукавов были меховые. Шубу дополняли высокие и прямые «горлатные» шапки, сделанные из меха горлышек куницы, соболя или лисы.

Налатник - верхняя одежда на доспехи

Налатник — верхняя одежда на доспехи.

Атлас, золотые нити, шитьё.

Кафтан ездовой - терлик

Кафтан ездовой — терлик.

Москва, 2я половина XVII века, бархат.

Образец одежды, дошедший до нас в единственном экземпляре — налатник, который надевали на парадные воинские доспехи. Покроем он напоминает куртку с косыми незашитыми боками и короткими незашитыми рукавами. Выставленный в витрине налагай к царя Михаила Федоровича сшит из красного атласа и почти сплошь расшит золотом.

Основным видом мужской верхней одежды на Руси был зипун, который надевали поверх рубашки. Зипун был распашным и застегивался встык. Узкие длинные рукава у запястья стягивались крючками, сверху прикреплялся небольшой круглый воротник. По талии зипун опоясывался несколько раз восточным поясом. В экспозиции выставлен домашний зипун Петра I, сшитый из атласа зеленого цвета на вате, простеганный продольными полосами.

Самую большую группу одежды в экспозиции составляют кафтаны, которые обычно надевали поверх зипуна. Наиболее ранним является восточный кафтан XVI века. Он сшит из нежно-голубого иранского атласа, узор, вытканный шелком и золотом, изображает борьбу человека с драконом. Восточные кафтаны по своему покрою мало отличались от принятых на Руси, и часто их носили без переделки. Кафтан Петра I из темно-зеленого сукна своим покроем напоминает народную поддевку. Такая форма кафтана была широко распространена в России. Из более дорогих тканей выполнялись так называемые становые кафтаны, то есть сшитые по стану, но фигуре.

Знать обычно носила их дома. Они были распашными, длинными, слегка приталенными со спины, с широкими короткими рукавами, из-под которых выглядывал рукав зипуна, скрепленный запястьем (манжетой), расшитым жемчугом и драгоценными камнями. В экспозиции представлены три становых кафтана Петра I, изготовленных в Мастерской палате Кремля в конце XVII века. Они сходны но покрою, выполнены из белого струистою и розово-брусничного шелка и голубой шерсти, украшены серебряным золоченым кружевом.

Кафтан, сапоги-ботфорты, трость Петра I

Кафтан, сапоги-ботфорты, трость Петра I.

Торжественное облачение царя - платно с бармами

Торжественное облачение царя — платно с бармами.

Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII века.

Аксамит, золотое кружево.

В обычные дни одежда царя ничем не отличалась от одежды окружавших его бояр, но в особо торжественных случаях — венчания на царство или приема иностранных послов — царский наряд поражал своей роскошью. Для таких торжеств существовал особый вид облачения — платно, которое имели право носить только цари. Это была распашная длинная одежда, расширенная книзу, с широкими короткими рукавами. Платно шили из самых дорогих тканей, парчи, аксамита и алтабаса. По бортам, краям рукавов и подолу платно обшивали золотным или серебряным кружевом, драгоценными камнями, жемчугом. Сверху надевали широкий круглый воротник — бармы, на которых были нашиты иконки и драгоценные камни. Поверх барм надевался наперсный крест или золотая цепь, состоящая из двуглавых орлов.

В центре витрины вы видите платно Петра I, сшитое из венецианского аксамита в 1691 году. Украшений на этом платне не сохранилось. В старинных описях отмечается, что платно было опушено соболем, отделано золотыми пуговицами с изумрудами.

Несколько выделяются своим покроем два кафтана Петра I. Конечно, общение со странами Запада и Востока влияло на быт и костюм русских людей. Петр I ранее других стал носить кафтан иноземного покроя. Кафтан из красного голландского сукна («польский») был сшит в апреле 1690 года. Кафтан отрезной в талии, лиф плотно прилегает к стану, нижние полы состоят из сшитых и собранных в сборку кусков ткани. Широкие и пышные у плеча и узкие от локтя до кисти рукава заканчиваются широким раструбом. На груди — нашивки из серебряного шнура с кистями.

Волосник, женский головной убор

Волосник, женский головной убор.

Москва, Мастерские Московского Кремля, XVI-XVII века.

Золото-серебряные нити, атлас, канитель, шёлк, плетение, вышивка.

Женский сапожок расшитый жемчугом

Женский сапожок расшитый жемчугом.

Россия, 2я половина XVII века.

Бархат, кожа, жемчуг.

Черный бархатный костюм голландского типа состоит из плотно прилегающей куртки и коротких широких штанов. Возможно, именно в этом удобном костюме молодой Петр I работал на верфях в Голландии, где учился строить корабли. Государственный деятель, полководец, дипломат, Петр I знал и несколько ремесел: он был плотником, столяром, сапожником. Сапоги-ботфорты, представленные в экспозиции, были сшиты самим императором. Ботфорты можно было надевать на меховые сапожки. Длина стопы — 29,5 сантиметров, высота ботфорта — 90 сантиметров. Трость-дубинка из яблоневого дерева была, судя по надписи на ней («Из рук преобразователя и его же рук дело»), выточена самим Петром.

В XVII веке в обиход у знати вошла еще одна форма верхней парадной одежды — ферезея. Ее шили из дорогих тканей: парчи, бархата и тонкого сукна. Ферезею подбивали мехом, иногда расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Одежда эта была длинной, прямой, без застежек, носили ее внакидку и лишь у шеи завязывали шнурком с кистями или скрепляли запоной. Проймы рукавов спереди не зашивались, в них можно было продевать руки. Длинные, до пят, рукава откидывались назад и завязывались за спиной узлом. Видимо, с этой довольно неудобной одеждой связано выражение «работать спустя рукава».

Представленная слева в витрине ферезея сшита из белого шерстяного сукна и относится ко второй половине XVII века. Предположительно, она принадлежала царю Алексею Михайловичу. Она дает представление только о покрое этого вида одежды, так как украшения не сохранились.

Праздничный головной убор знатной русской женщины состоял из кокошника, украшенного эмалью и жемчугом. От виска к плечам спускались на золотых цепях или кольцах сплетенные пряди жемчуга с драгоценными камнями. Шею украшало ожерелье в виде шитого по материи или нанизанного на нити жемчуга. Любили русские модницы и ожерелья из металла с драгоценными камнями.

Зеркало турецкой работы

Зеркало турецкой работы.

Стамбул, 1я четверть XVII века. Золото, драгоценные камни,

нефрит, литьё, чеканка, резьба, гравировка.

Пуговица

Пуговица.

Россия, XVII век. Золото, эмаль.

Пуговица

Пуговица.

Россия, XVII век. Золото, эмаль.

Любимым украшением женщин Древней Руси были серьги с двумя или тремя подвесками, почему и назывались «двойчатыми» или «тройчатыми». Ювелиры делали серьги и перстни из золота, серебра, украшая их тончайшей ажурной сканью, эмалью, чернью, крохотными капельками металла — зернью. Драгоценные камни не гранили, а лишь слегка полировали, выявляя их природную красоту.

Большую роль в украшении костюма играли пуговицы: золотые с эмалью, алмазами, коралловые, серебряные величиной с куриное яйцо с рельефными узорами и разноцветной эмалью для широких и тяжелых шуб. Или маленькие не больше горошины, в форме шарика или желудя для кафтанов, зипунов, телогрей и других одежд, как мужских, так и женских. Пуговицы порой стоили дороже всего костюма. Платно Петра I, например, сшитое в 1722 году, было оценено в 70 рублей, а пуговицы, украшавшие его, — в 606 рублей.

Обязательной принадлежностью женского туалета был, выполненный на ширину полотна платок-ширинка. В экспозиции представлены ширинки из итальянской тафты XVII века, искусно отделанные русской мастерицей плетеным золотым кружевом и мелким жемчугом. По русскому обычаю невеста одаривала такими платками своею жениха.

Обувь на Руси шили из яркой кожи, парчи и бархата. До XVI века она имела мягкую подошву, в XVII веке на женских сапожках появились каблуки, достигавшие иногда 11 сантиметров. В экспозиции представлен женский бархатный, расшитый жемчугом сапожок XVII века.

loc-044 Зал 6. Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитьё XIV-XVIII веков, светский костюм в России XVI — начала XX века в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 44. Коллекция светской одежды на Руси XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 45. Коллекция светского костюма в России XVIII-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 46. Коллекция изделий из драгоценных тканей Византии, Ирана и Турции XIV-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 46. Коллекция изделий из дагоценных тканей Италии, Испании, Франции и России в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 46. Коллекция изделий в технике изобразительное художественное шитье в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля