Зал 7. Витрина 50.
В витрине представлены знаки монаршей власти — царские регалии — замечательные памятники ювелирного искусства XIII-XVIII веков, памятники истории Русского государства.
Справа в витрине вы видите знаменитую шапку Мономаха, которой венчались на русский престол все цари до Петра I. Шапка восточной работы конца XIII — начала XIV века. Имя мастера и место изготовления этого шедевра ювелирного искусства до сих пор точно не известны. Древняя часть венца сделана из восьми золотых пластин, украшенных тончайшим золотым кружевом, узор которого образуют шестиконечные розетки-звезды и цветок лотоса. Полусферическое навершие с крестом, соболья опушка, жемчуг и драгоценные камни относятся к более позднему времени. Весит она 698 граммов.
Историк К.В.Базилевич предположил, что шапка Мономаха была подарена Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком. По обычаю того времени, русские князья ездили в Золотую Орду с дорогими подарками и в ответ получали не менее ценные вещи. Первые упоминания в документах о венчании шапкой Мономаха относятся к 1498 году. Последний раз венчали шапкой в 1682 году, когда на русский престол вступили сразу два царя — Иван и Петр. Иван, как старший, венчался шапкой Мономаха «первого наряда», для Петра же была сделана московскими мастерами шапка Мономаха «второго наряда». По форме она напоминает древнюю шапку, но значительно уступает ей по художественным достоинствам.
По существовавшему положению шапку Мономаха надевали только один раз в жизни — во время венчания на царство. Для других торжественных моментов каждый царь имел свою собственную нарядную шапку — венец. В витрине экспонируются несколько парадных царских венцов.
Справа от шапки Мономаха вы видите нарядный венец Ивана Грозного — шапку царства Казанского. С нею связано несколько легенд. По одной из них предполагают, что шапка Казанская могла принадлежать последнему казанскому хану, Эдигеру Махмету, который был крещен в Москве в 1553 году и получил титул царя Казанского. Исследователи считают, что, скорее всего, она выполнена по указу Ивана Грозного после взятия Казани в 1552 году, московскими мастерами, но с привлечением мастеров из Казани.
Золотой венец Ивана Грозного «построен» из различных по величине и форме «городков», украшенных альмандинами, бирюзой и жемчугом. Золотая поверхность венца покрыта густым растительным черневым узором.
Шапка Мономаха и шапка царства Казанского — древнейшие венцы, сохранившиеся до нашего времени.
В 1627-1628 годах лучшими ювелирами кремлевских мастерских с привлечением иностранных мастеров и под наблюдением дьяка Ефима Телепнева выполнены предметы «Большого наряда» Михаила Романова: венец, держава, скипетр, саадачный прибор (футляр для лука и стрел), несомненно, являющиеся первоклассными произведениями ювелирного искусства.
Золотой венец украшен рядами прорезных запон-«городков» с драгоценными камнями: изумрудами, рубинами и великолепными сапфирами. Рельефная поверхность венца покрыта многоцветной эмалью — белой, голубой, зеленой.
Скипетр (жезл, считавшийся главным знаком верховной власти) обработан чеканкой, покрыт эмалью светлых тонов и драгоценными камнями. Держава — «яблоко государево», символ христианского владычества, — увенчана четырехконечным крестом. По высокому рельефу — эмалевые изображения библейских сцен из жизни царя Давида («Помазание Давида пророком Самуилом», «Победа Давида над Голиафом», «Возвращение с победой», «Гонение от Саула»). В высоких кастах — изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг.
По заказу царя Алексея Михайловича в 50-е годы XVII столетия стамбульскими ювелирами были изготовлены новые царские регалии, состоящие из державы, скипетра и барм. Золотая поверхность изделий обильно украшена плоскими драгоценными камнями — алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и эмалевыми медальонами.
Замечательны бармы — большой круглый воротник с нашитыми крупными медальонами. Их семь. Драгоценные камни обрамляют эмалевые изображения из христианской истории.
В 1682-1689 годах для двух братьев — Ивана и Петра — были выполнены алмазные венцы. Сотни мелких и крупных алмазов, выложенных в виде цветов, листьев, корон, двуглавых орлов, создают сплошное алмазное сияние.
Необходимой принадлежностью парадного наряда были нагрудные украшения: кресты, панагии и цепи. Цепи носили название «окладень». В витрине представлены цепи, выполненные с исключительным мастерством; одна из них состоит из восьмидесяти восьми плоских колец, украшенных чернью, эмалью и резной надписью полного титула царя Михаила Федоровича. Западноевропейскими мастерами выполнена золотая цепь, состоящая из семидесяти шести трехгранных ажурных колец.
В витрине также представлены государственный меч и государственный щит; они стали использоваться в составе царских регалий в конце XVII века. Государственный меч представляет собой трехдольную полосу, на одной стороне изображен двуглавый орел, в копях у него — извивающаяся змея, на другой стороне — гриф с обнаженным мечом. Рукоятка серебряная, с орлиными головками.
Щит круглый, деревянный, обтянут красным бархатом и украшен фигурными накладками из нефрита и горного хрусталя, инкрустированного драгоценными камнями и яркими эмалями.
Обратите внимание на представленную здесь книгу «Об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича». Она была создана по указу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты и Посольского приказа в 1672-1673 годах под наблюдением главы Посольского приказа боярина А.С.Матвеева. Текст написан черной тушью; золотом, серебром и красками выполнена двадцать одна миниатюра, рассказывающая о торжественных приемах, церемониях, дворцовом быте XVII века.
При Петре I в 1721 году Россия провозглашена империей. Обряд венчания на царство был заменен коронацией, венец — короной, бармы — специальной мантией — порфирой. Первая коронация состоялась в 1724 году. Петр сам возложил корону и императорскую мантию на свою супругу Екатерину.
В витрине помещена корона императрицы Анны Ивановны, одна из первых русских корон. Корона серебряная, ее украшают две с половиной тысячи алмазов и огромный турмалин. Ее форма станет в дальнейшем традиционной: две ажурные полусферы, разделенные подвижной дугой с крестом посередине, широкий венец. Корона создана мастером Готлибом Вильгельмом Дункелем в Петербурге в 1731 году.