Зал 4. Витрины 27,28.
В XVII веке наблюдается расцвет русского оружейного искусства. До нашего времени дошло немало замечательных образцов боевого оружия, свидетельствующих о большом таланте мастеров Москвы. Они создали свой стиль огнестрельного оружия — московский. Пищали, изготовленные ими, отличались сложной конструкцией и превосходили по своим качествам многие изделия западных мастеров. В те времена Москва была центром производства оружия и школой мастерства. Из Пскова и Новгорода, с берегов Двины и Волги ехали сюда лучшие кузнецы учиться оружейному делу.
Но не только боевыми качествами славились изделия русских оружейников. Подлинными шедеврами прикладного искусства по праву считаются предметы вооружения и снаряжения, выполненные прославленными мастерами — Никитой Давыдовым, Иваном Ляминым, Дмитрием Коноваловым, Григорием Вяткиным и другими. В витринах этого зала хранятся редчайшие образны древнего вооружения, богато украшенные золотыми, серебряными, перламутровыми узорами. Особенности формы, приемы отделки и выдающееся мастерство художественного и технического исполнения ставят многие экспонаты этого раздела Оружейной палаты в ряд уникальных и первоклассных.
В витрине экспонируются оборонительные доспехи, холодное и огнестрельное оружие русского воина XII-XVII веков.
В те времена исход сражения зачастую решала рукопашная схватка, поэтому доспехи, шлем, щит считались основной защитой воина. Наиболее распространенным видом оборонительных доспехов в Древней Руси была кольчуга — своеобразная рубашка, сплетенная из мелких железных колец. Процесс изготовления кольчуги был весьма трудоемким, иногда мастеру, делавшему ее, приходилось заклепывать до двадцати тысяч колец. Вес кольчуги колебался от 10 до 17 килограммов.
Кольчуга, которую вы видите в левой части витрины, имеет интересную историю. Первоначально она принадлежала князю П.И.Шуйскому, воеводе царя Ивана IV Грозного, об этом свидетельствует надпись на медной мишени (металлическая пластинка). В 1564 году Шуйский погиб в сражении пол Оршей и кольчуга поступила в царскую казну. Позже Иван Грозный подарил ее казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу, положившему начало присоединению Сибири к России. После гибели Ермака кольчуга была передана в Оружейную палату.
Разновидность кольчуги — байдана, железная рубашка, сплетенная из более крупных и плоских колец. Иногда кольца украшали орнаментом и надписями. В экспозиции представлена байдана, принадлежавшая царю Борису Годунову. На каждом кольце ее надпись: «Съ нами богъ, никто же на ны».
На вооружении русских воинов были и комбинированные доспехи, составляющиеся из пластин и колец, — бахтерец, юшман и т.д. В витрине выставлен бахтерец царя Михаила Федоровича, выполненный мастером Оружейной палаты Кононом Михайловым в 1620 году. Русские оборонительные доспехи отличались легкостью, пластичностью и надежностью.
В Оружейной палате собрана большая коллекция боевых шлемов. Самый древний из них — шлем князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского — выдающегося русского государственного деятеля, полководца, отстоявшего северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами. Шлем выполнен искусными владимирскими мастерами в XII веке и первоначально принадлежал князю Мстиславу Юрьевичу. В этом шлеме Ярослав Всеволодович принимал участие в Липицкой битве 1216 года под городом Юрьевом-Польским, в которой решалось, кто будет княжить во Владимире. Однако шлем не уберег князя от поражения. Войска его были разбиты, а сам он бежал с поля боя, спрятав в землю шлем и кольчугу. Они были найдены почти шестьсот лет спустя (1808) крестьянкой под кустом орешника и привезены в Петербург. Как вы видите, шлем сильно поврежден, сохранились лишь серебряные золоченые пластины с надписями; кольчуга, лежавшая внутри шлема, превратилась в груду ржавых колец.
Шлем царевича Ивана Ивановича Москва, 1557 год. Сталь, ковка, насечка, чеканка. |
Пистолеты мастера П.Исаева. Москва, 1я четверть XVII века. Сталь, перламутр, ковка, резьба, инкрустация. |
Типичным образцом русского шлема XIV-XVI веков является шлем, выполненный по заказу царя Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана. Он имеет вытянутую конусообразную форму с высоким шпилем. По венцу идут мелкие отверстия, к которым когда-то была прикреплена кольчужная сетка (бармица), защищавшая шею и плечи воина.
Основными видами холодного оружия в Древней Руси были рогатина (копье с длинным древком), топор, булава (короткий жезл или древко с массивным, обычно шарообразным наконечником), шестопер (род булавы, у которой вместо шара на конце насажена головка из шести металлических пластин — «перьев»), пернат (разновидность шестопера), бердыш (широкий длинный топор с лезвием в виде полумесяца, насаженным на длинное древко), копье, меч, сабля.
Слева в витрине помешена рогатина тверского князя Бориса Александровича. Наконечник ее выполнен из булатной стали и окован серебром, на котором тончайшей гравировкой изображено восемь сцен исторического содержания, повествующих о гибели в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского.
Среди мастерских Московского Кремля Оружейная палата в XVI-XVII веках занимала ведущее место. Коллекция работ кремлевских оружейников, представленная в этой витрине, сравнительно небольшая, но тем не менее по ней можно судить о высоком искусстве русских мастеров.
Здесь представлена пищаль боярина Богдана Матвеевича Хитрово работы Филиппа Тимофеева. А рядом вы видите охотничью пищаль, изготовленную в 1673 году мастером Василием Титовым. Здесь же выставлены две пищали, принадлежавшие царю Петру I: одна из них выполнена в 1688 году, другая — в 1692. Уже в те времена наши оружейники делали каналы стволов с нарезами по спирали, как у современной винтовки, но заряжали такое оружие с дула.
В Оружейной палате хранится около трехсот экземпляров огнестрельного оружия работы кремлевских мастеров. Стволы, замки, приклады ружей в их руках превращались в настоящие произведения искусства. Необычайную изобретательность, неистощимую фантазию проявляли они, изготовляя полки, курки, огнива, пружины. Эти казалось бы прозаические части ружейного замка приобретали в их руках формы диковинных змей, драконов, рыб, зверей, чудовищ. Стволы парадных и охотничьих ружей они украшали резьбой, чеканкой, золочением, ложи инкрустировали перламутром, серебряными пластинами, костью.
Любимым развлечением царского двора была охота. Выезды на охоту были многолюдными, шумными и весьма пышными. Богатое оружие дополняло роскошную одежду охотников. Непременным атрибутом был саадак — специальный футляр для лука и стрел. В витрине выставлено несколько саадаков XVII века. Ваше внимание обязательно привлечет роскошный саадак 1628 года работы мастеров Оружейной палаты, выполненный для царя Михаила Романова. Саадак золотой, украшен яркими эмалями и драгоценными камнями.
В этой же витрине представлены работы Никиты Давыдова. Более пятидесяти лет проработал в Оружейной палате этот выдающийся мастер. Его с полным основанием можно считать отцом русских оружейников. Уроженец города Мурома, ученик царьградских бронников (мастеров по броне), Никита Давыдов был не только прекрасным мастером, но и талантливым учителем, воспитавшим немало искусных оружейников.
Одной из наиболее значительных работ Никиты Давыдова является парадный шлем царя Михаила Федоровича, который вы видите в центре витрины. По преданию, он принадлежал князю Александру Невскому. В 1621 году Никита Давыдов реставрировал шлем, дополнил его наушами и назатыльником — специальными защитными пластинками для прикрытия ушей и затылка. Шлем сделан из стали с гладко отполированными долами. Форма его восточная, но тем не менее чувствуется рука русского мастера. Шлем украшен золотым орнаментом, в котором русский национальный узор сочетается со стилизованным восточным орнаментом. Никита Давыдов искусно набивает узор непрерывной золотой проволочкой по сплошной насечке. Эта техника называется таушировкой. Золотой орнамент дополняют вмонтированные в высокие гнезда алмазы, рубины, изумруды. Шлем Никиты Давыдова по технике исполнения, чувству пропорций, украшениям превосходит изделия знаменитых европейских и азиатских оружейников.
Шлем царя Михаила Фёдоровича Москва, 1621 год. Мастер Н.Давыдов. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, чеканка, резьба, насечка. |
Русский воин в парадных доспехах XVII век. |
Тщательностью отделки, тонкостью рисунка отличаются и другие работы Никиты Давыдова, представленные в этой витрине, — зеркальный доспех (оборонительный доспех, нагрудник и спина которого выполнены из стальных пластин) и кираса.
Слева в этой же ширине выставлена оригинальная по манере исполнения сабля, изготовленная мастером Оружейной палаты Ильей Просветом в 1615 году. На булатном клинке вы видите художественный прорезной орнамент, который не только украшает оружие, но и уменьшает его вес. При этом прочность сабли и ее боевые качества не пострадали.
Обратите внимание на экспонируемые в витрине справа две скромные боевые сабли. Зазубрины на клинках красноречиво говорят о ратных подвигах их владельцев. Действительно, эти сабли принадлежали мужественным людям — гражданину Нижнего Новгорода Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, возглавившим в начале XVII века героическую борьбу русского народа против польской интервенции (памятник К.Минину и Д.Пожарскому установлен на Красной площади у храма Василия Блаженного). Сабли долгое время находились в Троице-Сергиевой лавре — крупнейшем древнерусском монастыре — и только в середине XIX века были переданы в Оружейную палату.
В XVI-XVII веках широкое распространение на Руси получает огнестрельное оружие. С появлением его пернаты, шестоперы, булавы теряют свое боевое назначение и становятся лишь знаками воеводской власти. В центре зала, в отдельной витрине 28 — полный доспех XVII века на всадника и лошадь.