Зал 4. Гербовая решётка.
Следующим по ходу вашего осмотра будет Круглый зал. Его отделяют от остальных залов железные ажурные ворота — Гербовая решетка. В центре ее помешен герб Российской империи. Вокруг — гербы старейших русских городов.
С глубокой древности существовали особые символы, отличительные знаки, которые в XI-XII веках в среде европейского рыцарства стали превращаться в гербы. Их начали составлять по определенным правилам и присваивать государствам, городам, княжествам, фамилиям, отдельным лицам. Возникает специальная наука — геральдика, которая занималась происхождением, распознанием и созданием гербов.
Гербовая решётка зала русского вооружения XII — начала XIX века. Ажурная железная решётка с гербами древнейших русских городов. |
На рубеже XIV и XV веков на печатях великих московских князей появляется изображение всадника, вооруженного копьем. Впервые оно появилось на печати Василия Дмитриевича (1389-1425), потом перешло на печать его сына Василия Васильевича и внука Ивана III Васильевича. Таким образом, изображение на печатях великих московских князей приобретает наследственный характер и становится гербом, хотя официально гербами в России начали заниматься только в XVII веке.
При Иване III на печатях великих московских князей появляется еще одно изображение — двуглавый орел. Это был герб Византийской империи, и появление ею на русских печатях было связано с женитьбой Ивана III в 1472 году на византийской принцессе Софье Фоминичне Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога.
Иван III, считая себя законным наследником византийского императорского дома, который пал под ударами турок-османов в 1453 году, взял себе византийский герб, на котором был изображен двуглавый орел — символ Восточной и Западной частей Римской империи, которая в первые века нашей эры официально считалась единой. Это единство нашло свое отражение и в гербе — орел имел единое тулово и две головы. Таким образом, русский государственный герб сложился в период образования централизованного государства и состоял из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змия (с конца XIV века), и двуглавого орла (с конца XV века). Со второй половины XVII века эти изображения стали официально считаться гербом.
Изображения всадника и двуглавого орла на русском государственном гербе в XVII-XIX веках подверглись незначительным изменениям. Со времени царя Алексея Михайловича крылья у орла изображались поднятыми вверх, в лапах скипетр и держава. По указу 1822 года на крыльях орла стали помещать гербы царств Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического и великого княжества Финляндского.
В 1856 году герб был заново перерисован в соответствии с правилами западноевропейской геральдики (все живые фигуры должны быть обращены в правую геральдическую сторону, то есть влево от зрителя: всадник стал смотреть в левую сторону).
Герб Российской империи на решетчатых воротах дан в окружении гербов старейших русских городов. Составление городских гербов в России начинается с 20-х годов XVIII века. Но главные города Древней Руси, такие, как Москва, Киев, Владимир, Чернигов, Новгород, Ярославль, Смоленск и другие, имели свои эмблемы уже в XVII веке. Изображение с древних печатей этих городов перешло на городские гербы. Так, на печати московских князей было изображение всадника, поражающего копьем дракона, которое потом стало гербом города.
Составлением новых гербов занималась геральдическая контора, которая была учреждена Петром I. Первым герольдмейстером был Степан Колычев. В 1724 году в помощь ему был определен Франциск Санти, пьемонтский дворянин, художник, учившийся в Париже. С именем Санти связано составление гербов почти для всех крупных русских городов. Большую работу по созданию гербов для уездных городов проделали в 1780-х годах по распоряжению Екатерины II герольдмейстеры А.А.Волков и М.М.Щербатов.
Для сочинения новых городских гербов собирались подробные сведения о природе, хозяйстве, достопримечательностях этих городов. В герб вносились предметы, характеризующие географические условия, экономику и быт данного города. Со времен Киевской Руси нашим предкам постоянно приходилось защищать свою свободу и независимость от нападения чужеземцев. Об этом рассказывают городские гербы.
Древний город Рязань не один раз сражался с монголо-татарскими войсками, и на гербе города изображен стоящий князь с обнаженным мечом, вероятно, это символический образ народного героя Евпатия Коловрата, храбро сражавшегося с вражескими войсками. Отражению нашествий монголо-татарских ханов посвящен и герб древнего города Коломны, на котором белый столб, увенчанный короной, напоминает потомкам об этих событиях. Три перекрещивающихся меча и два молотка помещены на гербе города Тулы — древнейшей кузницы русского оружия. Смоленск был в древности пограничным городом Русского государства, и его жители постоянно заботились об обороне, поэтому на гербе города изображена пушка с сидящей на ней райской птицей. Герб Сергиева Посада рассказывает о знаменитой обороне монастыря-крепости от польских войск в начале XVII века. Защитники Сергиева Посада стойко выдержали долгую осаду, поэтому на гербе города изображена крепостная стена с закрытыми воротами, башней и золотыми бердышами на древках.
Интересным памятником времени освоения Русским государством Сибири является древний герб города Тобольска. На нем изображена пирамида со знаменами, барабанами и алебардами. В XIX веке герб был заново составлен: на золотом поле атаманская булава и щит Ермака между двумя накрест положенными знаменами. Почти на всех гербах сибирских городов изображены пушные звери, так как Сибирь была центром пушного промысла в России. Например, на гербе Иркутска — бегущий барс с соболем в зубах.
На Средней Волге в окрестностях Нижнего Новгорода с древних времен существовал культ оленя, изображение этого животного и было внесено в герб города. Два якоря и скипетр изображены на гербе Петербурга — символ порта и столичного города. Саратовская губерния славилась богатством рыбы, и на гербе города изображены три стерляди. Некоторые городские гербы связаны с легендами об основании города. На гербе Ярославля изображен медведь с топором на плече. Как рассказывает легенда, в 1025 году в дремучем лесу на правом берегу Волги, недалеко от слияния ее с речкой Которослью, великий князь Ярослав Владимирович отстал от своей дружины. Из оврага вылезла медведица и напала на него, но князь зарубил ее топором. В память этого события князь велел срубить на том месте город и назвал его своим именем. По преданию, на месте нынешней Казани водилось много змей, поэтому на гербе города изображен крылатый змей.