Зал 8. Витрина 55.
Необычайной роскоши конское убранство поступало в качестве подарков из стран Востока — Ирана, Турции, Китая, Бухары, с которыми Россия в XV-XVTI веках имела торговые и дипломатические отношения. Конь на Востоке очень почитался. Восточные пословицы гласят: «Конь мой — друг мой, нет, он лучше друга», «Сокол в небе бессилен без крыльев, человек на земле немощен без коня».
Вы видите предметы парадного конского убранства иранской работы XVI-XVII веков, поступившие в Россию как подарки от шахов, послов и купцов. Уже в XV веке иранские купцы вели оживленную торговлю с Россией, но дипломатические отношения с Ираном были установлены только в XVI веке. В 1590 году персидский шах Аббас I прислал в подарок русскому царю Федору Ивановичу золотое седло, обтянутое бархатом и украшенное ярко-голубой крупной бирюзой, рубинами, изумрудами.
Парадное конское убранство. Турция, XVII век. |
Среди экспонатов, выставленных в витрине, привлекает внимание иранский бархат на золотом седле царя Михаила Федоровича, затканный цветами гвоздики, — подарок шаха Сефи (1635). Седло усыпано жемчугом, рубинами, изумрудами и бирюзой, которую очень любили на Востоке.
Попоны иранской работы шили из шелка, парчи, бархата, украшали серебряной и золотой вышивкой. Иногда, правда, их выполняли из холста. В этом случае попоны сплошь расшивали золотом и серебром, имитируя парчу.
Группа предметов турецкой работы — самая многочисленная в этой витрине. Турецкие седла шире у основания, чем иранские и русские, плотнее прилегают к спине лошади, имеют высокую заостренную переднюю луку и отлогую заднюю. Турецкие мастера создавали седла из золоченого серебра, отделывали чернью, гравировкой, чеканкой. Бархат и алтабас, покрывающие их, украшали цветами, составленными из жемчуга и драгоценных камней.
Здесь же вы видите предметы парадного конского убранства работы польских, английских, чешских и немецких мастеров. Наиболее древние в этой коллекции — польские гусарские седла. Они были подарены Борису Годунову в 1600 году послом короля Сигизмунда III Вазы. Гусарские седла плотно прилегают к спине лошади, что было свойственно западноевропейским седлам, в то же время высокая, наклоненная головка луки была заимствована на Востоке.
К XVII веку относится польский арчак (седло меньшего размера, с пристегивающейся подушечкой), принадлежавший князю Стефану Мосальскому. Арчак обтянут красным бархатом, луки и извести (концы седельных полок) серебряные, золоченые.
В подарок русскому царю посольством Станислава Венславского в 1651 году было привезено парадное седло работы известного польского мастера Анджея Макензена I. Седло обтянуто малиновым бархатом с нарядным золотым шитьем. Серебряную луку завершает львиная головка.
Обратите внимание на паперсть работы пражского мастера Иоанна Михаэла. Жемчуг, драгоценные камни, сине-голубые эмали создают впечатление необычайной нарядности. Предположительно, это подарок императора Священной Римской империи Рудольфа II царю Борису Годунову.
Немецкие седла, представленные в витрине (вторая половина ХVII века), имеют традиционную форму, которая сложидась еще в рыцарские времена, рассчитаны на твердую посадку, поэтому луки их выполнены крутыми, в виде кресла, седла имели специальные зажимы для ног. Основным украшением являлось великолепное высокорельефное шитье.
Зал 8. Предметы парадного конского убранства XVI-XVIII веков в Оружейной палате Московского Кремля |