Европейские доспехи и оружие XV-XIX веков

Зал 3. Витрины 22,23,24.

В Оружейной палате представлены оборонительные и турнирные доспехи, холодное и огнестрельное оружие работы западноевропейских мастеров XV-XIX веков.

Рыцарские доспехи обычно изготовлялись по фигуре человека, части их скреплялись ремнями и шарнирами. Вес доспеха достигал 30-35 килограммов, поэтому бой в нем можно было вести только на лошади.

Самый ранний экспонат коллекции — немецкий готический доспех XV века, отличающийся красотой формы и соразмерностью всех частей. Вытянутые носки поножей, прикрывающие стопы, соответствовали форме обуви того времени. Под такой доспех надевали кольчугу, сплетенную из тонких колец. Интересен максимилиановский доспех начала XVI века. Своим названием он обязан германскому императору Максимилиану I (1459-1519), которому приписывали его усовершенствование: чеканку желобов, заставляющих скользить меч и копье противника. Форма доспеха изменилась в соответствии с модой одежды. Пышные простеганные кафтаны сделали округлыми нагрудник и оплечье. Тупые носки поножей соответствовали новой моде.

Зал восточного и европейского парадного вооружения XV-XIX веков

Зал восточного и европейского

парадного вооружения XV-XIX веков.

Доспех готический

Доспех готический.

Западная Европа, конец XV века.

Сталь, ковка, чеканка, резьба.

В XV-XVI веках в Европе большой популярностью пользовались рыцарские состязания — турниры, которые походили на театральные представления. Турнирный доспех отличался от боевого большим весом, а также чеканными гравированными и золочеными украшениями. В Оружейной палате хранится турнирный доспех XVI века французской работы для пешего состязания. Широкие пластины, образующие юбку, не стесняли движения. Турнир был пышным красочным зрелищем, но участие в нем было сопряжено с опасностью. Жизнь рыцаря, участвующего в турнире, зависела от выносливости и защищенности его коня, поэтому рыцарь заказывал доспех и для своего боевого коня.

Большой популярностью у рыцарей XVI века пользовались доспехи знаменитого нюрнбергского художника-металлиста Кунца Лохнера. Его работа — полный парадный доспех на рыцаря и лошадь — выставлена в отдельной, 23 витрине. Это подарок польского короля Стефана Батория русскому царю Федору Ивановичу в 1584 году, о чем в архивных документах имеется запись: «В лето 1584 июня 22 посол короля Стефана Батория Лев Сапега в дарах поднес сбрую позлатистую на коня и человека». Доспех украшают выпуклые медальоны с чеканным изображением мифологических фигур и полосами некогда золоченого орнамента. Кроме Оружейной палаты работы Кунца Лохнера сохранились в музеях Стокгольма, Дрездена, Мадрида, Парижа и Берлина.

Надо сказать, что практического применения на Руси рыцарские доспехи не получили. Они хранились у царей и бояр как заморские диковинки.

В витрине представлены двуручные рыцарские мечи. Длина их — до полутора метров, вес — от 2 до 4 килограммов, поэтому держали их двумя руками за длинную рукоять. Мечи с волнообразными клинками обладали большей силой удара и меньше скользили по поверхности доспеха.

Доспех императора Максимилиана

Доспех «максимилиановский» императора Максимилиана.

Германия, начало XVI века. Сталь, ковка, чеканка, резьба.

Рыцарские турнирные доспехи

Рыцарские турнирные доспехи.

Франция, XVI век. Сталь, ковка, чеканка, резьба.

В витрине экспонируются образцы огнестрельного оружия XV-XVII веков. Древнейшим ручным огнестрельным оружием является кулеврина, выполненная мастерами XV века. Заряд в ружье воспламенялся длинным горящим фитилем, похожим на ужа. От французского couleuvre («уж») идет и его название. На смену простому фитилю появляется фитильный замок — механизм для воспламенения заряда. Он просуществовал до конца XVII века. Голландские мушкеты начала XVII века, снабженные такими замками, были главным вооружением пехоты. Весили они от 6 до 8 килограммов, поэтому при стрельбе ствол клали на подставку, которую втыкали в землю.

В конце XV века появился другой способ воспламенения заряда — кремневый колесный замок. Его появление связано с именем Леонардо да Винчи — великого художника и ученого эпохи Возрождения, в трудах которого найдена схема нового механизма. Появление новой конструкции имело большие последствия в военном деле: огнестрельное оружие получила кавалерия. Пружину, вращавшую колесико-огниво, заводили ключом. Это было неудобно, но тем не менее в начале XVI века появились карабины, пистолеты, аркебузы с подобными замками. К 80-90-м годам относятся пистолеты (слева в витрине) с кремнево-колесным замком, выполненные мастерами Нюрнберга и Аугсбурга.

Но уже в середине XVI века распространяется более надежный механизм для воспламенения заряда — кремнево-ударный замок. Искра высекалась при ударе кремня о стальную пластинку. Замки новой конструкции имеют карабин и пара пистолетов, подаренные царю Михаилу Федоровичу в 1630 году голландским торговым агентом К.Демулином.

Полный парадный доспех для всадника и коня

Полный парадный доспех для всадника и коня.

Германия, XVI века. Сталь, ковка, чеканка, резьба.

Доспех детский

Доспех детский.

Западная Европа, XVII век.

Сталь, ковка, чеканка, резьба.

Со второй половины XVII и до конца XVIII века и по техническому совершенству, и по художественному оформлению выделяется оружие, созданное парижскими мастерами. В Оружейной палате хранятся произведения известных парижских мастеров, таких, как Шасто и Пироб. Бертран Пироб работал в королевской мастерской Лувра. В конце XVIII века изготовление подарочного оружия производилось в мастерских Версаля, руководил мастерскими художник-оружейник Никола Ноэль Бутэ.

В 1814 году русскому генерал-фельдмаршалу Ф.В.Остен-Сакену (губернатор Парижа по 1818 год) парижанами был подарен набор оружия: двуствольный штуцер, пара пистолетов и шпага в белых ножнах с лазуритовой рукоятью, украшенной крупным бриллиантом. Набор был выполнен в стиле ампир мастером Н.Н.Бутэ в начале XIX века. Для стиля ампир было характерно изображение символов военно-героического характера, античных воинов, грифонов, орлов.

Здесь же охотничьи ружья и карманные пистолеты конца XVIII — начала XIX века, сработанные английскими и бельгийскими мастерами, к которым переходит первенство в оружейном деле.

loc-022-023-024 Зал 3. Восточное и европейское парадное вооружение XV-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрины 22,23,24. Коллекция европейских доспехов и оружия XV-XIX веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 25. Коллекция турецкого вооружения XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Витрина 26. Коллекция иранского вооружения XVI-XVII веков в Оружейной палате Московского Кремля

Оружейная палата Московского Кремля