Зал 5. Витрина 43.
В XVIII веке на смену серебру, из которого в основном изготовляли сервизы, приходит фарфор.
До этого времени секрет фарфора в Европе не был известен. Китайские мастера, владевшие им,
тщательно его скрывали. В XVIII веке в трех европейских странах почти одновременно был
найден рецепт изготовления фарфора. В России его открыл Д.И.Виноградов, а затем
усовершенствовал М.В.Ломоносов. Петербург становится центром фарфорового производства России.
В Германии таким центром стал Мейсен, а во Франции - Севр, небольшой городок неподалеку от
Парижа (сейчас пригород Парижа).
Севрская мануфактура была крупнейшим фарфоровым предприятием. Одним из основных направлений
ее деятельности с момента основания производства в середине XVIII века было создание
великолепных сервизов для дипломатических подарков.
В витрине выставлен десертный фарфоровый сервиз, выполненный на севрских мануфактурах в
1803-1806 гг. Он предназначался для личного пользования императора Наполеона. Этот сервиз
украшал праздничный стол во дворце Тюильри но случаю свадьбы принцессы Вюртембергской и
брата Наполеона Жерома Бонапарта. Сервиз насчитывает сто сорок предметов и называется
«Олимпийский», так как сюжеты для рисунков взяты из античной мифологии. Интересно отметить,
что ни один рисунок, ни один сюжет на предметах не повторяются. Оригиналами для росписи
послужили в большинстве случаев живописные произведения различных стран и школ.
Сервиз расписывали художники Адам, Жакото, Легран, Перрено, Рено, Тибу, орнаменталисты Мико
и Ливе Старший. В 1807 году в честь заключения Тильзитского мира Наполеон дарит сервиз
императору Александру I.
Тарелка из Олимпийского сервиза. Франция, Севр, начало XIX века.
Тарелка из Олимпийского сервиза. Франция, Севр, начало XIX века.
Тарелка из Олимпийского сервиза. Франция, Севр, начало XIX века.
В зале стоят напольные часы работы известного мебельщика Давида Рентгена (1743-1807).
Немец по происхождению, он унаследовал мастерскую своего отца в г.Нейвиде, где работало
более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников, с 1770 года состоял в корпорации
парижских краснодеревщиков, был поставщиком короля Людовика XVI и королевы, семь раз
приезжал в Петербург, и каждый раз Екатерина II покупала у него значительное количество
мебели. Д.Рентген поставлял мебель многим европейским дворам, содержал мебельные магазины
в Берлине и Париже.
Д.Рентген создал свой стиль мебели. Его изделия с середины 70-х голов XVIII века отличаются
прямоугольными очертаниями и симметрией, исполнены в классицистических формах;
декоративные элементы он заимствовал из античного искусства: овы, меандры, жемчужник, орлы,
дельфины, бараньи головы. Рентген любил создавать мебель с секретами (бюро, письменные
столы, секретеры) и украшать ее чеканкой, золоченой бронзой, наборной работой.