![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Изделия немецких златокузнецов Нюрнберга![]() Зал 5. Витрина 35. ![]() Ведущим центром серебряного дела в Германии до конца XVII века был Нюрнберг. Он уже в XIII веке получил право имперского города, имел великолепно развитую торговлю и к концу XV века насчитывал сто тысяч жителей. В городе было хорошо развито прикладное искусство, особенно ювелирное дело. Коллекция нюрнбергского серебра в Оружейной палате насчитывает двести шестьдесят пять предметов и представляет работу ста двадцати мастеров. Златокузнецы Нюрнберга выполняли серебряные изделия церковного и светского назначения, но славились они главным образом своими кубками. ![]() Коллекция кубков работы нюрнбергских мастеров, представленная в Оружейной палате, очень разнообразна, так как охватывает период с XV no XVII столетие. Мастера-серебряники часто выполняли свои кубки по гравюрам и рисункам известных художников: Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Петера Флетнсра. Выдающийся немецкий художник и гравер Альбрехт Дюрер прошел в юности хорошую школу у своего отца - ювелира. На его эскизах и гравюрах с исключительной точностью выписаны кубки, бокалы, разнообразные орнаменты. Гравюры Дюрера были известны многим серебряникам Германии. Благодаря его рисункам и гравюрам появились кубки в виде яблока, груши, тыквы; ножки сосудов приобрели форму ствола дерева, обвитого лозой. ![]() Самым ранним кубком дюреровского типа, представленным в коллекции, является небольшой серебряный кубок грушевидной формы, подаренный Борисом Годуновым патриарху Иову. Кубок сделан неизвестным немецким мастером в конце XV - начале XVI века в стиле поздней готики. Поверхность кубка чеканена выпуклостями с заостренными вверху и внизу концами. ![]()
![]() ![]() Великолепным образцом кубка в стиле Ренессанса может служить представленный в витрине двойной серебряный кубок XVI века, отличающийся строгой пропорциональностью формы, четкостью всей композиции. Каждая часть кубка ясно выделена и оформлена чеканными изображениями сцен из мифологии; ножку украшает эмалевый растительный узор с птицами, а основание - медальоны с остатками живописи под стеклом. ![]() Двойные кубки получили широкое распространение в XVI веке. Первоначально верхняя часть кубка была меньше нижней и предназначалась для пробы вина кравчим (человек, который подавал и разливал напитки) перед подачей на княжеский или царский стол. Постепенно эти части стали соразмерными и получили уже другое назначение. Употребление такого кубка подчеркивало дружеские отношения между пирующими. Двойной кубок являлся и свадебным подарком, символизирующим неразрывность брачного союза. ![]() Большой известностью пользовались изделия семьи Ямнитцеров. Глава семьи Венцель Ямнитцер был ювелиром, серебряником, гравером, ученым. Его искусству подражали многие мастера Германии. Венцель Ямнитцер создал кубок в виде цветка колокольчика. Этот кубок стал своеобразным эталоном мастерства: каждый, кто сдавал экзамен на звание мастера, должен был сделать кубок-колокольчик. Только тогда искусство соискателя получало признание. ![]() В Оружейной палате хранится всего одна вещь из мастерской Венцеля Ямнитцера - небольшой стаканчик, венец которого украшает тонкий орнамент ремешкового плетения (он помещен в торце витрины, слева). Венцелю Ямнитцеру принадлежит заслуга в создании основных типов нюрнбергских кубков, в украшении их крышек литыми фигурками римских воинов и аллегорий добродетели. ![]() ![]() ![]() В середине XVI века растет спрос на серебряные изделия, расширяется круг их покупателей и заказчиков. Серебряные кубки для вина, кружки для пива украшают застолье не только знати, но и среднего сословия. Появляются так называемые «потешные» кубки для развлечения и увеселения гостей: кубки - «непролейки», кубки - кораблики с парусами, из которых пили за здоровье уходящих в море. Образцы их выставлены в этой витрине. ![]() Здесь же экспонируются кубки, выполненные нюрнбергскими мастерами в стиле ренессанса и неогитики, которые чеканены различной величины выпуклостями и в зависимости от этого называются «виноградными», «яблочными», «ананасными». Крышки их украшают серебряные букеты цветов, ножки сделаны в виде стволов деревьев, литых фигурок амуров или небольших ваз с дужками. ![]() В середине XVII века форма кубка несколько меняется. В основном это высокие стройные кубки с глубокими чашами, суженными в средней части и расчеканенными крупными выпуклостями. Ножки кубков выполняются в виде граненых балясин. Распространенным орнаментом является кнорпельверк - хряшевидный орнамент. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |