Аугсбургское серебро эпохи барокко XVII - начала XVIII века
Зал 5. Витрина 40. Оружейная палата
располагает самой большой в мире коллекцией работ аугсбургских
серебряников. Собрание насчитывает более четырехсот превосходных художественных изделий
XVI - начала XVIII века. Аугсбург процветал благодаря своему выгодному географическому
положению: он был расположен на торговых путях, шедших с юга Германии на север Италии.
В 1525-1575 годах здесь работаю около ста мастеров золотого и серебряного дела не считая
подмастерьев. Изделия их пользовались широкой известностью и большим спросом. Кубки,
фигурные рукомои, каминные украшения, сосуды для вина самых разнообразных форм и
размеров отличаются высокой техникой исполнения, тонким орнаментом и красотой пропорций.
Подсвечник-ваза. Германия, Аугсбург, 2я половина XVII века. Серебро, чеканка, литьё, резьба, золочение.
Кубок "Диана" с механизмом. Германия, Аугсбург, 1610-1620 годы. Серебро, золочение, чеканка, литьё, гравировка.
В Оружейной палате
имеются серебряные изделия работы нескольких мастеров этой семьи.
Абрахамом II Дрентветтом выполнены два подсвечника в форме ваз для цветов, которые были
присланы из Вены в 1684 году в числе посольских даров. Интересен потешный кубок
(предназначенный для увеселения застолья) в виде Дианы на олене. Надо сказать, что
аугсбургские мастера увлекались фигурными сосудами. Голова оленя служила крышкой.
Вином заполнялось его туловище. В подставку кубка вмонтирован часовой механизм, который
приводил в движение корпус оленя. Гость, в чью сторону поворачивался олень, получал
право осушить кубок.
Настольный фонтан. Германия, Аугсбург, около 1640 года. Серебро, золочение, литьё.
Сосуд в виде фигуры короля Карла I на коне. Германия, Аугсбург, 1я половина XVII века. Серебро, золочение, литьё, гравировка.
Необычайная пышность дворцов и дворцовых церемоний стала причиной появления в то время
массивной серебряной посуды, разнообразных лоханей, фигурных рукомоев, ваз, кружек,
настенных украшений, выполненных в стиле барокко. Эти предметы отличает подчеркнутая
декоративность. В орнаменте преобладают растительные мотивы и различные вариации
кнорпеля, очень характерного для барокко.
Примером может служить серебряное блюдо с изображением пленных турок перед императором
Леопольдом I после победы австрийско-польского войска над турецкой армией под Веной
осенью 1683 года. Блюдо исполнено мастером Лоренпом Биллером II.
Зеркало в серебряной раме. Германия, Аугсбург, 1690 год. Серебро, чеканка, литьё.
Серебряные украшения дворцовых апартаментов эпохи барокко.
Оригинален сосуд для воды работы аугсбургского златокузнеца Давида Швестермюллера,
выполненный в виде фигуры короля Англии Карла I на вздыбленном коне. Д.Швестермюллер
создал целую серию настольных украшений и сосудов в виде фигур европейских монархов.
Мастера Аугсбурга прославились изготовлением серебряной мебели для дворцовых покоев.
В открытой экспозиции зала висят два больших зеркала в серебряных рамах работы Абрахама II
Дрептветта и стоят серебряные столы, сделанные в начале XVIII века Иоганном Энгедьбрехтом.
Зеркала и столы изукрашены великолепной чеканкой и литьем в стиле барокко и регентства.