Коллекция изделий из натуралий и редких материалов
Зал 5. Витрина 37.
XV-XVI века - время великих географических открытий. На картах появляются новые земли,
прокладываются новые морские дороги. Необычайно расширился кругозор европейцев. Увлечение
морскими путешествиями сказалось и на прикладном искусстве - серебряные изделия украшаются
изображениями экзотических животных и птиц (верблюда, страуса, попугая).
Кружка-стопа из янтаря. Германия, 1я половина XVII века. Янтарь, серебро, золочение, чеканка, литьё.
Рог для вина из слоновой кости. Германия, Гамбург, конец XVI - начало XVII века. Слоновая кость, серебро, драгоценные камни, чеканка, литьё, золочение, эмаль.
Немецкие ювелиры работали не только с серебром, но и с другими материалами, привезенными
из восточных стран. В своих работах мастера сочетают серебро со скорлупой страусовых яиц,
кокосовым орехом, слоновой костью, перламутром, стеклом. Причудливой формой выделяются
кубки-«наутилусы» - оправленные в серебро перла мутровые раковины. Кубки имеют блестящую
жемчужную поверхность. Чтобы достичь этого эффекта, мастер должен был снять несколько
верхних наслоений, при таком хрупком материале, как раковина, работа эта была совсем не
легкой.
Интересен кубок, исполненный мастером Дитрихом Тор Мойе. Чашу-раковину поддерживает
фигура морской сирены, завиток раковины украшен резным узором из фигурок фантастических
птиц, а серебряная крышка кубка увенчана Нептуном.
Янтарная ваза. Германия, 1я половина XVII века. Янтарь, золото, кость, резьба, чеканка.
Кубок из раковины-наутиулус. Германия, XVII век. Серебро, чеканка, литьё, резьба, золочение.
Из Померании и Бранденбурга были привезены подсвечники, чайницы, четвертины, рассольники,
сделанные из янтаря. Из светлого и темного янтаря выполнена кружка-стопа, подаренная царю
Алексею Михайловичу литовским послом Станиславом Веневским в 1648 году. Мастер искусно
подобрал кусочки янтаря, которые при ярком солнечном свете искрятся, как чистый
прозрачный мед.
Оригинальны кубки из скорлупы страусовых яиц, оправленных в золоченое серебро. Три
темно-коричневых кубка в золоченой серебряной оправе вырезаны из кокосового ореха
немецкими мастерами XVII века.
Виртуозное мастерство проявили немецкие ювелиры в резьбе по слоновой кости. Два кубка и
кружка, представленные в витрине, резаны глубоким рельефом, напоминающим скульптуру.
Из слонового бивня гамбургским мастером Якобом Моресом Старшим в конце XVI века сделан
роскошный рог для вина в серебряной оправе. Рог поддерживается фигурой птицы с
распростертыми крыльями.
Кубок с кокосовым орехом. Германия, XVII век. Серебро, золочение, чеканка, литьё, гравировка.
Хрустальный кубок Лжедмитрия I. Германия, Нюрнберг, середина XVI века. Хрусталь, золото, серебро, чеканка, литьё, золочение.
Костяная резная кружка. Германия, XVII век. Серебро, кость, золочение, резьба, чеканка, литьё, гравировка.
В витрине можно видеть группу предметов из горного хрусталя. Среди них изящный
хрустальный кубок в золотой оправе. Он был сделан в середине XVI века прославленным
нюрнбергским злагокузнецом Альбрехтом Ямнитцером, братом Венцеля Ямиитцсра. Существует
предание, что боярин Хворостинин преподнес этот кубок Лжедмитрию I в день свадьбы его с
Мариной Мнишек в 1606 году.