![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Гербовая решётка зала русского вооружения XII - начала XIX века ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Гербовая решётка зала русского вооружения XII - начала XIX века![]() Зал 4. Гербовая решётка. ![]() Следующим по ходу вашего осмотра будет Круглый зал. Его отделяют от остальных залов железные ажурные ворота - Гербовая решетка. В центре ее помешен герб Российской империи. Вокруг - гербы старейших русских городов. ![]() С глубокой древности существовали особые символы, отличительные знаки, которые в XI-XII веках в среде европейского рыцарства стали превращаться в гербы. Их начали составлять по определенным правилам и присваивать государствам, городам, княжествам, фамилиям, отдельным лицам. Возникает специальная наука - геральдика, которая занималась происхождением, распознанием и созданием гербов. ![]()
![]() ![]() При Иване III на печатях великих московских князей появляется еще одно изображение - двуглавый орел. Это был герб Византийской империи, и появление ею на русских печатях было связано с женитьбой Ивана III в 1472 году на византийской принцессе Софье Фоминичне Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога. ![]() Иван III, считая себя законным наследником византийского императорского дома, который пал под ударами турок-османов в 1453 году, взял себе византийский герб, на котором был изображен двуглавый орел - символ Восточной и Западной частей Римской империи, которая в первые века нашей эры официально считалась единой. Это единство нашло свое отражение и в гербе - орел имел единое тулово и две головы. Таким образом, русский государственный герб сложился в период образования централизованного государства и состоял из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змия (с конца XIV века), и двуглавого орла (с конца XV века). Со второй половины XVII века эти изображения стали официально считаться гербом. ![]() Изображения всадника и двуглавого орла на русском государственном гербе в XVII-XIX веках подверглись незначительным изменениям. Со времени царя Алексея Михайловича крылья у орла изображались поднятыми вверх, в лапах скипетр и держава. По указу 1822 года на крыльях орла стали помещать гербы царств Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического и великого княжества Финляндского. ![]() В 1856 году герб был заново перерисован в соответствии с правилами западноевропейской геральдики (все живые фигуры должны быть обращены в правую геральдическую сторону, то есть влево от зрителя: всадник стал смотреть в левую сторону). ![]() Герб Российской империи на решетчатых воротах дан в окружении гербов старейших русских городов. Составление городских гербов в России начинается с 20-х годов XVIII века. Но главные города Древней Руси, такие, как Москва, Киев, Владимир, Чернигов, Новгород, Ярославль, Смоленск и другие, имели свои эмблемы уже в XVII веке. Изображение с древних печатей этих городов перешло на городские гербы. Так, на печати московских князей было изображение всадника, поражающего копьем дракона, которое потом стало гербом города. ![]() Составлением новых гербов занималась геральдическая контора, которая была учреждена Петром I. Первым герольдмейстером был Степан Колычев. В 1724 году в помощь ему был определен Франциск Санти, пьемонтский дворянин, художник, учившийся в Париже. С именем Санти связано составление гербов почти для всех крупных русских городов. Большую работу по созданию гербов для уездных городов проделали в 1780-х годах по распоряжению Екатерины II герольдмейстеры А.А.Волков и М.М.Щербатов. ![]() Для сочинения новых городских гербов собирались подробные сведения о природе, хозяйстве, достопримечательностях этих городов. В герб вносились предметы, характеризующие географические условия, экономику и быт данного города. Со времен Киевской Руси нашим предкам постоянно приходилось защищать свою свободу и независимость от нападения чужеземцев. Об этом рассказывают городские гербы. ![]() Древний город Рязань не один раз сражался с монголо-татарскими войсками, и на гербе города изображен стоящий князь с обнаженным мечом, вероятно, это символический образ народного героя Евпатия Коловрата, храбро сражавшегося с вражескими войсками. Отражению нашествий монголо-татарских ханов посвящен и герб древнего города Коломны, на котором белый столб, увенчанный короной, напоминает потомкам об этих событиях. Три перекрещивающихся меча и два молотка помещены на гербе города Тулы - древнейшей кузницы русского оружия. Смоленск был в древности пограничным городом Русского государства, и его жители постоянно заботились об обороне, поэтому на гербе города изображена пушка с сидящей на ней райской птицей. Герб Сергиева Посада рассказывает о знаменитой обороне монастыря-крепости от польских войск в начале XVII века. Защитники Сергиева Посада стойко выдержали долгую осаду, поэтому на гербе города изображена крепостная стена с закрытыми воротами, башней и золотыми бердышами на древках. ![]() Интересным памятником времени освоения Русским государством Сибири является древний герб города Тобольска. На нем изображена пирамида со знаменами, барабанами и алебардами. В XIX веке герб был заново составлен: на золотом поле атаманская булава и щит Ермака между двумя накрест положенными знаменами. Почти на всех гербах сибирских городов изображены пушные звери, так как Сибирь была центром пушного промысла в России. Например, на гербе Иркутска - бегущий барс с соболем в зубах. ![]() На Средней Волге в окрестностях Нижнего Новгорода с древних времен существовал культ оленя, изображение этого животного и было внесено в герб города. Два якоря и скипетр изображены на гербе Петербурга - символ порта и столичного города. Саратовская губерния славилась богатством рыбы, и на гербе города изображены три стерляди. Некоторые городские гербы связаны с легендами об основании города. На гербе Ярославля изображен медведь с топором на плече. Как рассказывает легенда, в 1025 году в дремучем лесу на правом берегу Волги, недалеко от слияния ее с речкой Которослью, великий князь Ярослав Владимирович отстал от своей дружины. Из оврага вылезла медведица и напала на него, но князь зарубил ее топором. В память этого события князь велел срубить на том месте город и назвал его своим именем. По преданию, на месте нынешней Казани водилось много змей, поэтому на гербе города изображен крылатый змей. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |