![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Произведения московских златокузнецов XVI века в технике эмали![]() Зал 1. Витрина 6. ![]() В XVI веке особого развития достигла техника эмали. Чаще всего мастера пользовались эмалью для заполнения филигранных узоров. Отдавалось предпочтение изысканным зеленым и голубоватым тонам эмали, которые хорошо сочетались с крупными неогранеными камнями - синими сапфирами и розовыми турмалинами. ![]() Примером подобной техники может служить оклад на мерную икону 1554 года царевича Ивана, сына Ивана Грозною. Мерной она названа потому, что при рождении царевича в меру его роста выполнялась икона с изображением святою, в честь которого он был наречен. Оклад покрыт тончайшей сканью в виде листьев, цветов, переплетающихся лент и залит белой, голубой, зеленой и синей эмалью, которую дополняют зернь (золотые вкрапления в эмаль), драгоценные камни и жемчуг. ![]() ![]() ![]() Если бы до наших дней дошел только этот оклад на Евангелие, то и тогда мы с полным правом могли бы сказать, что XVI век был временем расцвета ювелирного дела на Руси. ![]() Недалеко от Евангелия Ивана Грозного размещены три великолепные панагии (наперсные иконы) - камеи, резанные на трехслойном сардониксе, с изображением Иоанна Предтечи, Богоматери Великая Панагия и Иоанна Лествичника. Специалисты предполагают, что эти камни, близкие по форме и цвету, происходят из Венеции. Подбор святых (Иоанн Предтеча считался патроном царя Ивана Грозного, Иоанн Лествичник - царевича Ивана Ивановича), стиль, иконография - все свидетельствует о том, что резьба была выполнена в Москве в XVI веке. ![]() ![]() ![]() Одним из интересных памятников ювелирного искусства XVI века является оклад иконы «Богоматерь Одигитрия» 1560 года. Сканый изящный орнамент оклада покрыт нежной эмалью, драгоценными камнями и жемчугом. Изготовление оклада связано с семьей Ивана Грозного, поэтому на полях оклада изображены святые, соименные членам царской семьи. ![]() В центре витрины с правой стороны выставлен складень с иконой Николая Чудотворца. Сам складень серебряный, а оклад иконы золотой, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Сложный травный рисунок чеканки высокого рельефа выполнен ясно, четко и симметрично. Икона является вкладом Александры Богдановны Сабуровой, жены царевича Ивана (сына Ивана Грозного), в Покровский девичий монастырь города Суздаля. По царскому повелению Александра Богдановна была заточена сюда вскоре после свадьбы под именем монахини Евдокии. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |