![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||
![]() |
![]() Каталог-путеводитель по Оружейной палате Московского Кремля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Светский костюм в России XVIII-XIX веков![]() Зал 6. Витрина 45. ![]() До начала XVIII века население России носило национальную одежду. В 1700-1701 годах Петр I издает указ о замене старого русского платья, длинного и неудобного для работы, модной европейской одеждой. Кроме крестьян и духовенства, все городское мужское население должно было брить бороду и носить завитой парик. Эти реформы Петра I вызвали большое сопротивление, особенно со стороны боярства. Правда, особым приверженцам бороды царю все же пришлось уступить. Однако шаг этот был не бескорыстным. Тот, кто уж очень не хотел лишаться «мужской красоты», мог заплатить налог и продолжать холить свою бороду. Были выпущены даже специальные знаки - медные жетоны с изображением бороды и усов и надписью: «Деньги взяты». ![]() На смену длиннополому платью пришли короткий кафтан, камзол и узкие, до колен, штаны. Костюм включал также рубашку с пышным кружевным жабо и манжетами, длинные шелковые чулки, башмаки на высоких каблуках и парик с длинными завитыми волосами. ![]() По французской моде начала XVIII века сшиты кафтаны царя Петра II. Он умер рано, в возрасте пятнадцати лет, предположительно, от оспы. Видимо, опасаясь заразы, к его костюмам долгое время не прикасались, поэтому и сохранился его богатый гардероб. Кафтаны выполнены из бархата, парчи и шерсти. ![]()
![]() ![]() Особенно трудно было привыкнуть к новым модам женщинам. Они должны были снять сарафаны, душегреи, которые скрывали формы тела, и заменить их платьями с большим декольте и коротким рукавом. Преодолеть этот психологический барьер было нелегко. Обязательные на Руси чепчики, волосники, под которыми женщины прятали волосы, тоже отменялись, волосы завивались в локоны и укладывались в затейливые прически. Привыкшие к своим светелкам и теремам, женщины получили право посещать различные торжества, парады и ассамблеи (введенный Петром I новый вид собраний с угощением и танцами, где могли решаться и деловые вопросы). ![]() Вначале женщины встретили реформы Петра, касавшиеся быта, весьма враждебно. Но вскоре поняли все выгоды, которые несли им нововведения, и стали их активными приверженницами. ![]()
![]() ![]() Из розовой парчи выполнено коронационное платье Анны Ивановны. Цвет сохранился только в складках платья. Лиф с жестким узким мысом. Шлейф более легкий, чем в 20-х годах. Интересно серебряное золоченое кружево ручной работы, покрывающее юбку. ![]() Голубое маскарадное платье 20-х годов XVIII века, которое вы видите в этой витрине, принадлежало Екатерине I. Оно состоит из кафтана мужского покроя, расшитого шелком, и камзола, украшенного широкой серебряной бахромой. В тон костюму сделаны туфли с серебряным шитьем. ![]() ![]() ![]() Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны 1742 года сшито из серебряного глазета, с глубоким декольте, без рукавов, отделано золотым галуном. Серебряная кружевная мантия ручной работы производит впечатление необычайной пышности. Длина мантии - пять метров восемнадцать сантиметров, вес - пять килограммов. Елизавета Петровна и ее двор проводили жизнь в бесконечных увеселениях: маскарадах, охотах, пикниках. Сама императрица тратила огромные деньги на туалеты. Историк В.О.Ключевский пишет: «...после своей смерти она оставила 15 тысяч платьев, два сундука чулок, а также... кучу неоплаченных счетов». ![]() Из серебряного глазета с вышивкой серебряной нитью сшито венчальное платье (1745) Екатерины II. Здесь же представлено ее коронационное платье (1762), украшенное вышитыми золотом двуглавыми орлами. Двор Екатерины II не уступал по роскоши двору ее предшественницы. Золотым и серебряным кружевом, драгоценными камнями сверкали одежды придворных дам. Костюмы, шляпы, эфесы шпаг придворных щеголей были усыпаны бриллиантами и другими драгоценностями. Расточительность двора достигла таких размеров, что Екатерина II вынуждена была издать указ, регламентировавший парадный и придворный туалеты. В одном из пунктов этого указа говорилось, что ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна превышать девяти сантиметров. ![]()
![]() ![]() Обращение к истории и национальным традициям после Отечественной войны 1812 года отразил парадный костюм начата XIX века. Официальные платья шились с длинными откидными рукавами, напоминающими рукава XVII века. Их по-прежнему выполняли из серебряного глазета, который являлся привилегией только императорской семьи, на плотном тяжелом шелке или атласе. ![]() Коронационные платья императриц 1856 и 1896 голов сшиты по правилам официального костюма. Увлечение Древней Русью сказалось и в украшениях. Коронационное платье 1896 года Александры Федоровны расшито серебряной граненой нитью и десятью тысячами мелких жемчужин. Официальной парадной одеждой императора, начиная с XVIII века, был мундир лейб-гвардии Преображенского полка. ![]()
![]() ![]() Веер был известен на Руси уже в XVII веке, но более широкое распространение получил в XVIII веке. Пользовались им женщины привилегированных слоев на улице, в театре, на балу. Веер носили на ленточке вокруг запястья правой руки. В XVIII веке особо модными были шелковые расписные веера, чаще всего в деревянных, черепаховых или перламутровых станках. Иногда полотнище веера выполняли из бумаги. Такой веер в перламутровой оправе вы видите в этой витрине. На бумажном полотнище изображены сцены из крестьянской жизни (работы французского художника Ф.Буше). На бумаге другого веера, оправа которого сделана из перламутра и слоновой кости, изображена Екатерина II, присутствующая при разделе Польши. Здесь же веер, выполненный в России в конце XVIII века, с семейным портретом князей Голицыных. ![]() ![]() ![]() Придворные парадные костюмы мужчин дополняли шпаги, трости, кортики. Эфес придворной шпаги, представленной в экспозиции, украшают около семисот бриллиантов, а набалдашник трости грушевого дерева - четыреста девяносто бриллиантов и изумрудов. Модники носили огромное количество брелоков, часы «с музыкой», обычно на цепочке, на шнурках, часто сплетенных из волос любимой женщины. ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |